Белый дом склоняется к тому, чтобы возложить на Поднебесную ответственность за все мировые конфликты.
Приближенный к Дональду Трампу отставной генерал Ричард Сполдинг, ставший разработчиком стратегии американо-китайских отношений, объявил, что все региональные проблемы связаны лишь с одной страной — Китаем. Сполдинг предлагает вместо соперничества с Китаем в военной сфере, заняться наращиванием американской экономики.
С того времени, как Китай присоединился к Всемирной торговой организации, в США закрылись 78 тысяч предприятий, работы лишились 5,4 миллиона человек. Страна лишилась большей части своего судостроения. Сполдинг считает, что США истощают себя конфликтами на Ближнем Востоке, Азии и Европе. «Они хотят, чтобы мы тратили на оборону, они хотят, чтобы Америка сама себя обанкротила», — убеждает Трампа генерал.
В Вашингтоне уверены, что Китай бросает ему вызов и это становится важнейшим геополитическим явлением современности, что заставляет остальные страны решать, на чью сторону им становиться. Более 140 китайских компаний, работающих в секторах электроники, полупроводниковой, аэрокосмической промышленности и инженерии включены Вашингтоном в список угрожающих национальной безопасности США, и Белый дом сделает все, чтобы американские и европейские компании не могли с ними сотрудничать.
В сенате США начались слушания по вопросу нового пакета тарифов, который затронет экспорт Китая стоимостью в 300 миллиардов долларов. Если закон будет принят, высокими тарифами будут обложены почти все китайские поставки в США. В Пекине сегодня уповают на поражение Трампа на выборах, что должно вернуть отношения между двумя странами в привычное состояние.
Пекин ответил Трампу оглашением своего списка враждебных Китаю компаний, и государство готовит население к наступлению трудных времен, призывая проявить «стальную волю» в войне с Америкой. Китай пытается развить свой технологический сектор, однако он все еще сильно зависит от американских компонентов. Без них он начнет разрушаться.
«Шпигель» пишет, что европейцы стали замечать, как Китай старается избежать экономической войны сразу против двух соперников Брюсселя и Вашингтона, поэтому он стал делать невиданные прежде уступки европейским компаниям, открывая для них свой рынок. Так, германский химический концерн BASF получил разрешение построить в Китае завод без участия местного партнера, что прежде было обязательным правилом. А ВMW теперь может получить большую часть акций в совместном китайском производстве. Китай пошел на неожиданные уступки и в споре по экспорту стали.
Европа оказалась зажатой между США и Китаем. Брюссель уверяет Пекин, что Китай не является его политическим противником, но одновременно Китай объявлен «системным соперником» Европы. Сторонники трансатлантического союза призывают вместе с США противостоять Китаю. Однако Трамп не оценил этих устремлений, со своими европейскими и азиатскими союзниками он обращается также жестко как и с Пекином. Как отмечают германские аналитики, у Трампа возник большой соблазн в ходе новой предвыборной компании выступить в качестве главного борца с глобальной китайской угрозой.
Нинэль ЛИПАТОВА