Стартовавшая 1 июня кампания по борьбе с курением ничем не удивила, поскольку, как и ожидалось, началась… c охоты на курящих. Это подразумевает доходы для казны и для карманов «контролирующих исполнение закона» и ничего более.
Иного результата, честно говоря, не ожидал никто. Поскольку окончательные итоги борьбы с пьянством и коррупцией хорошо известны. А бороться с любым злом иным образом мы просто не умеем.
Не знаю, как пойдет все дальше, но пока очевидно, что борьба эта скорее демонстрационная. В советские времена говорили: государство делает вид, что платит нам зарплату, а мы делаем вид, будто работаем. Вот и сегодня так: одни делают вид, что борются, а другие — что благодарны партии и правительству за заботу о своем здоровье.
На самом деле заботы о здоровье тут не так уж и много. В ином случае, заботясь о чистоте воздуха, можно было хотя бы добиться чистоты бензина, или запретить езду на дряхлых колымагах. Ибо вреда от смога в городе несравненно больше, чем от курильщиков. Но качество горючего, увы, значительно отстает от европейских стандартов. А от «джихад-такси» тошнит на перекрестках.
Я уж не говорю про качество продуктов питания, питьевой воды (довольно часто бутилированная напоминает жидкость из-под крана) и, тем более, о качестве табака, который продается под видом «Малборо», «Кент» или «Кэмэл». Вот где сплошной вред утроенной силы.
Но самое неприятное, что борьба с курением превратилась в борьбу с курильщиками. На днях с приятелем зашли в летний ресторанчик выпить кофе. Так там все столики для курящих стояли под палящим солнцем, где температура достигала 30 градусов по Цельсию, между прочим! «Это специально сделано, или просто не хватило тентов?», — спросил я официантку. Та лишь смущенно улыбнулась.
За курение в неположенных местах, по новому закону, налагается штраф от пятисот до полутора тысяч рублей. Но была ли проведена проверка этих положенных мест? Разве не с этого надо было начинать настоящую борьбу с курением? Благое дело никогда не начинается с дискриминаций!
В наших аэропортах давно уже нет комнат для курения, а те, что были, — закрыты или демонтированы. Но в любом (!) аэропорту мира курительные комнаты есть. Причем с такой вытяжкой, что сидеть там можно даже некурящим.
В любом ресторане Европы курящие люди не чувствуют себя ущербными. Владельцы ресторанов и кафе делают все возможное, чтобы у постоянного клиента даже не мелькнула мысль о смене своего любимого места. Тысячу извинений. Мягкие кресла и безукоризненно чистые пепельницы.
Можно сказать, что это холодный расчет, но для многих это норма поведения с клиентами. Сравните с активным участником борьбы с курением — РЖД. Товарищи с восторгом отчитались, что отныне запрещено курить в поездах дальнего следования, а также на пассажирских платформах пригородных поездов. И что делать? Странно, для шуб придумано шубохранилище, а пассажиров заставляют курить тайком в сортирах…
Конечно, зону курения необходимо ограничить. Конечно, с курением надо бороться. Но ведь делать это следует с умом, а главное — с добрыми намерениями, а не для того, чтобы отчитаться о проделанной работе.
Кстати, вот мы выиграли Паралимпиаду-2014. Но видели ли вы в Москве хоть один автобус с пандусом? Или туалеты, приспособленные для инвалидов? За границей же ни одного подобного заведения без специального отсека для инвалидов вы не найдете. Вот и вся разница в заботе о человеке — будь он инвалид или курильщик.
Акрам МУРТАЗАЕВ