Две недели назад мне довелось побывать в административном центре Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана — Хороге.
Город оставил в душе какое-то смутное чувство. Создалось впечатление, что местные жители чем-то озабочены и даже напуганы. Может, сказываются массовые беспорядки, которые время от времени сотрясают город?
Например, в ноябре прошлого года в результате вооруженного инцидента, который произошел между группой молодых людей и силовиками, пострадали шестеро сотрудников правоохранительных органов страны, были сожжены две машины, принадлежащие ГКНБ и МВД страны. Еще раньше жители Хорога стали свидетелями военной операции властей против вооруженных незаконных формирований в центре ГБАО. Поводом к той операции стало убийство главы ГКНБ области, генерала Абдулло Назарова. В ходе операции погибли около 70 человек, был убит один из неформальных лидеров региона и бывший полевой командир оппозиции Имомназаров, которого власти региона считали одним из возможных виновников в убийстве Назарова. Ведь он контролировал незаконный оборот не только драгоценных камней — рубинов и изумрудов, добываемых в небольших количествах в ГБАО, но и наркотических средств и оружия, идущих из соседнего Афганистана.
А 21 мая уже текущего года в Хороге начались новые беспорядки. Их причиной стал расстрел сотрудниками ОМОН людей, которые находились в машине, остановленной в центре города. Народ, вышедший на центральную площадь города, потребовал наказания виновных. Было подожжено здание милиции.
Кто-то скажет: где этот Хорог, и где — Россия. И какое, мол, нам до всего этого дело?
Будучи в Таджикистане, удостоверился, что после ухода российских пограничников практически никто не охраняет границу с Китаем и Афганистаном, наркотики идут без всяких проблем. Но мне кажется, что Россия не может оставаться безучастной к событиям в этой республике. В первую очередь ради собственной безопасности. В Нуреке на территории Таджикистана находится станция космического слежения «Окно». Это самый мощный современный комплекс, который упреждает от нападения с юга, юго-востока и запада всю центральную Россию и половину Сибири. Его потеря, например, в отличие от Габалы в Азербайджане, для российской безопасности критична. А еще, как утверждают специалисты, потеряв Таджикистан, России придется поставить крест на направлениях Россия — Узбекистан, Россия — Киргизия. Российские границы сразу же откатываются к Оренбургу. Но самый плохой вариант… это если Душанбе под предлогом вывода войск из Афганистана предоставит площадку для нанесения удара по Ирану. А этой площадкой может стать «Айни». Тогда и присутствие нашей 201-й базы в Таджикистане становится бессмысленным.
Валерий ГРОМАК
собкор «НВ»
капитан 1 ранга