Три письма на одну тему, авторы которых, однако, высказывают различные точки зрения на решение проблемы нашей ближайшей соседки.
Хрупкое перемирие
Украинские радикальные националисты ищут поводы для развязывания гражданской войны, считает собственный корреспондент «НВ» в Западной Украине Степан ЛЕВЧУК.
Перманентная капитуляция официальной власти перед экстремистами (отставка правительства, отмена депутатами 9 из 12 будто бы «драконовских» законов, хотя на самом деле они фактически скопированы с западноевропейских, решение об амнистии участников уличных акций и прочие поспешные уступки) не ослабила напряжение. Расплодившиеся «наци» действуют автономно от лидеров так называемой объединенной оппозиции, выдвигая ультиматум за ультиматумом: досрочные выборы президента и парламента, ликвидация всех силовых структур, полный переход регионов под управление неких «Народных Рад»…
Хоть какие-то признаки логики и здравого смысла в словах и действиях новоявленных «революционеров» отсутствуют. Им подавай всё и сразу!
Так, вожак неофашистской «Свободы» Олег Тягнибок, открыто призывает к «очищению Украины от москалей и жидов». И при этом мечется в поисках лучшей для себя доли. На днях он окончательно дистанцировался от большинства протестующих, выступив против основных требований участников Майдана! Причина? Сработал инстинкт самосохранения. Суть вот в чем. Если удастся добиться возвращения к положениям Конституции 2004 года и превращения Украины в парламентско-президентскую республику, то выборы в Верховную Раду пройдут исключительно на пропорциональной основе, что означает неизбежный крах «Свободы», рейтинг которой в целом по стране уже составляет «непроходные» 4 процента.
Самый злободневный и повсеместно обсуждаемый сейчас вопрос: будет ли выполняться принятый Верховной Радой и подписанный президентом закон с противоречивым названием «Об устранении негативных последствий и недопущении преследований и наказания лиц в связи с событиями, имевшими место во время проведения мирных собраний»? В соответствии с ним до 15 февраля должны быть освобождены все арестованные в Киеве и в регионах «активисты», не подозреваемые в убийствах и других особо тяжких преступлениях. Как выяснилось в ходе консультаций противоборствующих сторон, их по всей стране всего-навсего 143 человека, 40 из которых прокуратура оперативно выпустила на свободу. Однако встречных шагов от руководителей протестных акций не последовало — захваченные госучреждения в Киеве и обладминистрации (кстати, суды признали все заседающие в них «Народные Рады» антиконституционными) по-прежнему являются теплыми пристанищами для «революционеров», перегруппировывающих силы для дальнейших вылазок и погромов. Пока же они вовсю мародерствуют — из зданий похищены дорогостоящая оргтехника и другое ценное оборудование. В помещениях — горы пустых бутылок, грязи и мусора, смрад и зловоние, поломанная мебель, разрисованные свастикой стены, расклеенные портреты Степана Бандеры…
Как сообщил корреспонденту «Нового вторника» комендант «режимного повстанческого объекта», в который превращена Киевская государственная администрация, Руслан Андрейко (к нему меня допустили угрюмые охранники после скрупулезной проверки билета члена Национального союза журналистов Украины), «нас здесь около тысячи человек. Большинство ребят — из Галичины. Никуда уходить мы не собираемся». Такова действительность: заезжие бандиты (назовем вещи своими именами) из Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей парализовали центр исполнительной и законодательной власти столицы Украины. Разве возможно что-нибудь подобное в любой западноевропейской стране, кичащейся демократией?
Ситуация крайне обострена тем, что, если в течение 15 дней боевики не покинут госучреждения и не разблокируют проезжие части улиц (митинговать на площадях разрешается), то закон утратит силу. Естественно, за решеткой останутся и те, кто уже задержан. В этом случае вряд ли избежать нового витка эскалации силового противоборства. «Наци» из организаций «Свобода», «Тризуб», «Патриот», «Общее дело», «Братство» и прочей «гремучей смеси» ничуть не маскируются и клянутся, что «сметут диктаторский промосковский режим Януковича», провозгласив конечной целью построение государства для «чистокровных украинцев».
С тревогой приходится признать: официальная власть в ловушке и лихорадочно мечется в поисках путей своего спасения. Потому и пошла на поклон к главарям «Правого сектора», о чем растерянно заявил один из руководителей Партии регионов Владимир Олейник: «А что нам остается делать, если три лидера оппозиции не влияют на Майдан? Мы активно ведем переговоры с лидерами праворадикальных формирований. Надо знать их позицию и требования, совместно искать компромиссы». Увы, какого-либо взаимопонимания, сближения точек зрения не наблюдается.
Пока же на площади Независимости в Киеве активно идет запись добровольцев из отрядов самообороны в по-армейски организованную национальную гвардию. Из сотен луженых глоток на морозный воздух вылетают призывы к человеконенавистничеству: «Разрушим до основания!..».
О созидательных усилиях в тексте присяги нет и намека, что вполне закономерно: зомбированные потомки вояк-националистов из гитлеровской дивизии СС «Галичина» жаждут убивать, жечь, громить. Они накрепко усвоили завет главнокомандующего УПА генерал-хорунжего (по совместительству — капитана немецкого абвера) Романа Шухевича: «Мы должны быть предельно жестоки. Только путем жестокости мы можем прийти к власти. Если мы уничтожим половину населения Украины из 40 миллионов жителей, история нас простит».
Степан ЛЕВЧУК
собкор «НВ»
КИЕВ
Хороший сосед лучше брата
Нам лучше всего постоять в сторонке. Подождать выборов, а потом налаживать отношения с любой властью, которую предпочтет украинский народ. Такова позиция в «украинском вопросе» писателя и публициста Леонида ЖУХОВИЦКОГО.
Что все таки происходит в Киеве, на том самом Майдане и в его окрестностях? Уличные беспорядки, бунт, революция?
Каждый день по всем каналам наши казенные политологи задают один и тот же вопрос: с кем Украина, с Россией или с Европой?
Прежде, чем ответить на этот, зададим себе другой, из того же ряда. Сегодня в мире две крупнейших экономики — США и Китай. Так вот с кем из них сегодня Россия? И — с кем будет завтра? Не знаю, какой ответ будет у разных людей, а у меня один-единственный: Россия есть и будет с Россией. У нас полно собственных интересов, зачем нам подстраиваться под чужие?
Да, Россия огромная страна, самая большая в мире по площади, да и по населению входит в десятку. Целая цивилизация! Своя история, своя культура, свои бытовые пристрастия, свой, интеллигентно выражаясь, менталитет. А Украина — она хуже?
В масштабах Европы тоже огромная страна: вторая, после России, по площади, по населению — в середине первой десятки. И тоже своя древняя история, своя культура, свои бытовые пристрастия, свой менталитет. И Русь, между прочим, сперва была Киевской, и лишь потом стала Московской. Так что вряд ли ошибусь, если скажу, что Украина сегодня и завтра — с Украиной. И с кем ей тесней соседствовать, и с кем выгодней торговать, и с кем стоит брататься, она будет решать, исходя из обстоятельств. Столь популярное в нашей державной публицистике «славянское братство» тут не сработает: поляки тоже славяне, и чехи славяне, и болгары славяне, и сербы, которые вот-вот войдут в европейское сообщество, тоже славяне. Еще не известно, с какими славянами приятнее пить горилку под сало.
Развал Союза до сих пор болит в каждом из нас, и во мне болит, как не до конца затянувшаяся рана. Я родился в Киеве, там родные, там полно друзей, и пьесы мои шли по всей Украине, и фильм с Высоцким в главной роли Кира Муратова снимала в Одессе. И хочется думать, что все это не всерьез, что как республики разбежались, так и сойдутся, будто поскандалившие супруги. Но посмотрим на вещи трезво. На Украине выросло целое поколение, родившееся в независимой стране, этим ребятам и девушкам уже по двадцать три года, и никакие раны у них не болят. Да и те, кому сейчас за тридцать, во времена единого Союза разве что в первый класс ходили — много ли они помнят про общую судьбу? Так что самое разумное исходить из реальности. Украина независимая страна, одна из крупнейших в Европе, со своей особостью и своими интересами. Если мы, россияне, это поймем, получим хорошего соседа. Если не поймем… Впрочем, такой вариант не хотелось бы рассматривать.
Говорят, Украину настраивает против России ЦРУ, или НАТО, или западные послы, или еще какие-нибудь злыдни. Но легко ли иноземцам манипулировать страной, которую населяют сорок пять миллионов человек? Конечно, в наших южных соседях регулярно возбуждают ненависть к России — но этим наиболее успешно занимаются отнюдь не коварные западники. Наше государственное телевидение, которое регулярно смотрят соседи, преуспело в этом гораздо больше. Когда, например, журналист Проханов говорит по центральному каналу, что вся левобережная Украина на самом деле часть России, какой отклик это вызывает у тех же киевлян? А такие тексты звучат с центральных экранов чуть не каждый день: наши умеренно образованные державники наперегонки талдычат, что Украина, вообще, не страна, просто Малороссия, провинциальная окраина России, ничем иным быть не может, и вот-вот приползет каяться и проситься назад. Сравните: когда мы узнаем, что на иранских картах наш Северный Кавказ и большая часть Поволжья окрашены в зеленый цвет исламского халифата, неужели это увеличивает нашу любовь к властям Тегерана?
Новости из Киева меняются каждый день, и никто не знает, чем кончится стояние на Майдане. Может, завтра объявят новые выборы, и президентом страны станет Виталий Кличко. Может, по причине холодов Майдан устанет, народ разойдется, а Януковича лидеры оппозиции, пусть сквозь зубы, признают законным президентом. Но изменит ли это судьбу Украины? Думаю, она все равно повернется в сторону Европы. И поведет ее в Европейское сообщество тот же Янукович. Ведь кто еще недавно твердил о европейском выборе Украины? Только оппозиция? Увы, Янукович и Азаров говорили то же самое. Именно они готовили подписание соглашения. Почему же не подписали? Все просто: экономика дала такой крен, что стало не до выбора курса, удержаться бы на плаву. Попросили помощи у Европы — та не дала, холодно объяснив, что попрошаек в компанию не берут. Что оставалось украинским властям? Янукович поехал в Москву, и Путин одержал большую дипломатическую победу, дав 15 миллиардов долларов и резко скинув цену за газ. Однако украинский президент вернулся домой вовсе не с поражением — с такими деньгами, после разных хитроумных телодвижений в обе стороны, вполне можно и в Европу…
Но почему, все же, случился Майдан? Почему украинская улица не дала увертливому Януковичу возможность довести до результата свою хитрую игру? Причина та же, по которой в России сто тысяч москвичей вышли на Болотную, а полтораста тысяч на проспект Сахарова. Народу противно, когда к нему относятся, как к быдлу. В России издевательская «рокировка» Путина с Медведевым, а потом жульничество на выборах Думы элементарно оскорбили людей: они вышли на площадь защищать свое человеческое достоинство. В Киеве случилось похожее: сперва президент клялся, что ведет страну в Европу, а потом развернулся на сто восемьдесят градусов. Вот этот финт ушами и возмутил обычно терпеливых украинцев.
А что я-то думаю о завтрашнем дне Украины? Прямо скажу — я не большой сторонник Майдана. Плохо, когда судьбу страны решает толпа на площади. Самое разумное было бы подождать год до выборов, а тогда и привести в Киев легитимную власть, все равно, какую. Тем более, что «европейский выбор» случится, скорей всего, при всех вариантах. Молодежь хоть Львова, хоть Донецка хочет жить, как во Франции, а не как в нынешней России. И не только из-за высоких зарплат. Не в меньшей степени, из-за свободы передвижения, из-за независимых СМИ, из-за честных судов — из-за тех прав человека, которые всякого рода пушковы и кургиняны считают западной выдумкой, не нужной русскому человеку. Украинские миллиардеры тоже предпочтут Гаагский суд Басманному: кому понравится, если его сперва ограбят, а потом еще и посадят, чтобы лет десять не возникал. Да и сам Янукович вряд ли захочет стать губернатором Донецкой области в составе России, которого в любой момент могут снять по звонку из Москвы.
Все сказанное вовсе не значит, что Украину во главе с президентом, допустим, Кличко, тут же пустят в Европу. Скорей всего, попросят подождать в приемной лет, эдак, десять-пятнадцать. На недавних смотринах лидеры оппозиции старались показать, какие они свои парни, настоящие европейцы: Кличко выступал по-немецки, Яценюк по-английски. Выслушали с симпатией, но ничего толком не обещали.
Ну а нам, России, что делать? Нам, думаю, лучше всего постоять в сторонке. Подождать выборов, а потом налаживать отношения с любой властью, которую предпочтет украинский народ. И не стоит слишком уповать на кровное братство. Хороший сосед лучше брата, Вот и постараемся стать таким хорошим соседом — тогда, Бог даст, и Украина нам ответит взаимностью.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ
Монеты и приоритеты
Богатая Европа лишь заманит бедную Украину в свою надувную «цивилизацию», а помощь — честную и бескорыстную — окажет лишь такая-сякая «немытая Россия», уверен читатель «НВ», участник Великой Отечественной войны Евгений ЕЛЬШОВ.
Этот ход событий подтверждается многолетней историей. Кодекс поведения европейцев продиктован разными причинами: завистью к территории и недрам россиян, страхом перед их неукротимостью после долгого терпения и т. д. И я, вместе со своими однополчанами, все больше начинаю верить, что Европа не по принуждению, а по убеждению включилась в гитлеровский Drang nach Osten .
Когда речь зашла о конкретной помощи, когда была названа желанная сумма, то «гуманная» Европа взяла «рекламную паузу», а на SOS откликнулась «та самая» — Россия, предоставившая кредит в 15 млрд долларов и в полтора раза снизившая цену поставляемого Украине газа, что позволит республике экономить еще 7 млрд долларов в год.
Я не сомневался, что Россия выручит Украину. Сомнения были только в одном: где деньги взять?
И вдруг узнаем: деньги взяли из Фонда национального благосостояния. Этот Фонд пять лет тому назад был выделен из Стабилизационного фонда, формирующегося из нефтегазовых доходов, главным образом, для стабилизации (пополнения) Пенсионного фонда. По словам бывшего министра финансов А. Кудрина, он является «подушкой безопасности» для народа России.
Получается, что новогодний подарок Украине сделан за счет благосостояния и даже безопасности российского народа, в частности — пенсионеров. А что взамен? Даже нет гарантии, что Украина вступит в Таможенный союз, нет гарантии устойчивости нынешней украинской власти… И я не одинок в своих сомнениях.
Но я продолжаю считать, что Украине надо помочь, и денег у нас «навалом», только — в других «кошельках». Например, за счет грандиозных спортивных проектов.
Можно в конце концов попросить наших олигархов раскошелиться ради спасения Украины, где наши деловые люди делают свой бизнес? Из страны ежегодно вывозятся огромные капиталы в офшорные «кипры», почему же не в Украину?
С другой стороны, почему проблема поддержки соседа, братской республики, органически неотъемлемой славянской земли сводится лишь к финансам? Если речь идет о покушении, отторжении, захвате этой земли и народа, то форма помощи выходит за денежные рамки. В драке на сторону слабого встают неравнодушные соседи и прохожие. Я уже приводил пример, как израильский спецназ вторгается в соседнюю страну, чтобы защитить соотечественников, освобождает узников, похищает заложников. То же делают и другие. На днях Россия направила самолет МЧС с гуманитарной помощью на терпящие бедствие Филиппины, а американцы — крейсер. У США это отработанная форма «помощи». Когда на Гаити произошло сильное землетрясение, Россия послала туда полевой госпиталь с врачами и всем необходимым оборудованием, а США — военные самолеты с солдатами — для защиты своих интересов. Сейчас в Сирии все чаще случаются нападения оппозиции на российское посольство, надо бы дать отпор, но мы терпим, только осуждаем на словах.
Так и с Украиной. Кроме денег, тот же Янукович мог попросить еще одну братскую услугу: «А для защиты нашей мэрии и других правительственных учреждений от оплаченных провокаторов, пожалуйста, пришлите ваш спецназ».
И будет всё, «как у людей».
Евгений ЕЛЬШОВ
участник Великой Отечественной войны, ветеран ТАСС