США готовят Тайваню судьбу Украины

Так считает один из ведущих российских китаеведов Юрий ТАВРОВСКИЙ, с которым побеседовал Андрей Авдонин, заместитель главного редактора еженедельника «Мира новостей» — основного партнера «НВ»

США готовят Тайваню судьбу УкраиныКитай сегодня — один из лидеров мировой экономики. Поднебесная участвует в решении большинства мировых проблем, в том числе и проблем геополитических, территориальных.

Для Китая в его отношениях с соседями и главным соперником — США — нет сегодня важнее темы, чем ситуация вокруг Тайваня. Об особенностях этой темы, малоизвестных событиях вокруг острова и, главное, о его перспективах превратиться в еще одну горячую точку на планете мы и поговорили с авторитетным экспертом.

(Окончание. Начало — в «НВ» №14)

Предательство США

— Но как все же получилось, что Тайвань перестал быть всемирно признаваемой страной?

— Америка просто предала своего союзника, как это было не раз: Вьетнам, Ирак, Афганистан…

В конце 1978 года были восстановлены дипломатические отношения Китая и США. Дэн Сяопин, ставший руководителем Китая после смерти Мао, встретился с президентом Картером, они договорились о создании всемирного антигегемонистского фронта (под гегемоном, конечно, подразумевался Советский Союз). После этого началась широкая экономическая, политическая, технологическая помощь КНР. Все западные страны как по команде стали устанавливать дипломатические и экономические отношения. Успех «политики реформ и открытости» Дэн Сяопина и его наследников был бы немыслим без поддержки Запада.

Ну а Тайвань оказался на холоде…

— Такое впечатление, что с приходом Си Цзиньпина, когда прозападная ориентация Китая ослабла, США снова стали активно подпитывать Тайвань.

— На момент нормализации отношения США и Китая Тайвань находился в некоем подвешенном состоянии — какие-то страны его признавали, какие-то нет. Но тайваньцы при этом спокойно развивали свою промышленность, торговлю, стали очень мощной экономикой.

Их превращение в «азиатского тигра», экономическое чудо имело, в сущности, простое объяснение. Они реализовали модель сосуществования государственной собственности с частным капиталом при жестком однопартийном режиме. Эту модель затем с успехом применил Дэн Сяопин. Кроме того, предприимчивые капиталисты вовремя поняли перспективы развития электронной промышленности, особенно полупроводников. Итог? Достаточно сказать, что ВВП Тайваня сейчас равен 2/3 ВВП России! При населении 26 миллионов человек ВВП острова в 4 раза больше, чем Украины (775 миллиардов долларов и 200 миллиардов соответственно). Оружие из Америки тайваньцы предпочитают покупать, а не клянчить. Пекин до времени смотрел на все это сквозь пальцы…

— Да, мы возвращаемся к уже затронутой теме осложнения отношений США — Китай, начатого при Трампе.

— В августе прошлого года председатель и главнокомандующий Си Цзиньпин в ответ на американскую провокацию в виде визита спикера палаты представителей Конгресса США на Тайвань, как я уже говорил, фактически учинил блокаду острова. Подвоз сырья и вывоз готовой продукции был приостановлен на 6 суток, что продемонстрировало населению и деловым кругам возможные последствия «независимости» по сценарию США. Можно ли удивляться, что в конце того же года на муниципальных выборах лишь 20% избирателей поддержали правящую партию, которая добивается «независимости» от Поднебесной?

Аналогичного волеизъявления можно ожидать и на президентских выборах в начале 2024 года. Американцы вряд ли успокоятся с розыгрышем тайваньской карты даже в случае ухода сепаратистов от власти. Они, похоже, мечтают разыграть здесь украинский вариант, и внутренняя тайваньская оппозиция уже готова помочь в этом. Но и китайцы способны выложить на стол сильные козыри. Игра продолжается. Стол пока не перевернут. Посмотрим!

Китай может устроить США Тайвань… на Кубе!

В июне текущего года Вашингтон необычайно остро отреагировал на непроверенные сообщения «Уолл-стрит джорнэл» о приобретении Пекином на острове Свободы центра радиоэлектронной разведки. Напомню, что аналогичный советский объект в том же пригороде Гаваны — Лурдесе — эффективно действовал с 1967 до 2001 года, и на нем работали около 1500 наших специалистов.

Опровергнутые и китайцами, и кубинцами сообщения тем не менее привлекли внимание к перспективе появления в 160 километрах от Флориды опорной точки Китая в Западном полушарии. На начальной стадии она может выглядеть как станция радиоэлектронной разведки с несколькими сотнями специалистов. Затем к ним присоединятся другие формирования — уже прошла информация о создании учебной бригады. В перспективе может сложиться целый комплекс сооружений для разведки, а также базирования океанского флота и стратегической авиации.

— Одним из козырей Пекина в ответ на провокации США с Тайванем может стать создание симметричной болевой точки — на Острове свободы. Как бы это не стало вторым Карибским кризисом…

— Время покажет, что из этого получится. Но что ни говори, а военный аспект кубинской стратегии Пекина очень важен с точки зрения превращения КНР в глобальную державу. Уже созданы «точки опоры» в Африке (Джибути), Юго-Восточной Азии (Камбоджа), бассейне Индийского океана (Гвадар в Пакистане и Хамбантота на Цейлоне). По мере строительства новых авианосцев и расширения зоны ответственности океанского флота ценность и число таких точек будет возрастать.

— Но Китай ведь предпочитает действовать в основном мягкой экономический силой…

— Да, военный аспект не противоречит перспективам использования острова как плацдарма распространения китайского экономического влияния. В качестве компенсации за предоставление своей территории Гавана может получить щедрые субсидии не только на удовлетворение текущих нужд экономики. Сравнительно небольшие на фоне расходов на инициативу «Пояс и путь» инвестиции способны дать второе дыхание козырным отраслям народного хозяйства: фармацевтике, туризму, тропическому сельскому хозяйству. Размещение инновационных исследовательских центров и предприятий, выход на необъятный китайский рынок качественно изменит социально-экономическую обстановку.

— И здесь китайцы тоже будут зеркалить американскую политику на Тайване?

— Опыт Тайваня демонстрирует эффективность правильного выбора одной-двух востребованных сфер промышленности для подключения к глобальным производственно-сбытовым цепочкам. Довольно высокий уровень высшего и специального образования на Острове свободы позволяет быстро наладить самые передовые предприятия. Как и в случае с Тайванем, вывоз лекарств, чипов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью даже самолетами будет экономически оправдан.

Еще важнее будет превращение Кубы в витрину эффективности социализма с китайской спецификой. Там уже есть два из трех важных компонентов китайской модели — социалистический плановый сектор и стабильная правящая партия.

— Прямо чуть ли не идеальные условия для «кубинского экономического чуда»!

— Ну пока что не хватает мощного частного сектора, который дает КНР около 60% ВВП. Однако ростки частной инициативы можно укрепить не только стимулирующими мерами самих кубинских властей, но также за счет налаживания связей с частными компаниями из Поднебесной, из Гонконга и Макао. Социализм с кубинской спецификой в случае успеха станет стимулом для движения по китайскому пути развития не только для Венесуэлы и Никарагуа, но и других стран Латинской Америки, которые ищут путь ускоренного развития и обретение подлинного суверенитета.

Беседовал Андрей АВДОНИН

Похожие статьи

Send this to a friend