Не дети, а чиновники должны расплачиваться за то, что основную массу российских школ опустили до плинтуса
Вот и подкралась к нам незаметно осень — до 1 сентября остались считанные дни. И хотя начнется она праздником, и по всем телеканалам обязательно покажут счастливые детские лица, нарядных взрослых, море цветов… Просто радовать он давно уже многих перестал. На самом деле эта осень заставляет нас опять вернуться к старым заботам, добавляя к ним все новые тревоги. Что ждет наших детей?
Дело не только в том, что страна переживает тяжелейший кризис. И он больней всего бьет по бедным — они нищают, и их становится так много, что один из министров медведевского правительства уже открыто признал их количество «критичным» для государства. Самая главная тревога в эти последние августовские дни, накануне нового учебного года, — за наших детей. Удастся ли их выучить, дать хорошее образование, а с ним и надежду на лучшее будущее?
Увы, в капиталистической России власти постепенно сбрасывают с себя социальные обязательства перед населением. Реформы в главном (потому что прямо касаются всех) — в здравоохранении и образовании — сводятся к тупому сокращению расходов государства. К тому, чтобы переложить все заботы на плечи самих граждан. Это особенно страшно, когда касается больных. Нет денег на лечение? Значит, болей и умирай! Но не менее страшно, когда речь идет о том, что «кухаркиным детям» образование ни к чему. Вспомним: одним из первых, если не самым первым, указом президента Бориса Ельцина было отменено всеобщее обязательное среднее образование — детям трудящихся вполне хватит и восьмилетки!
Большую часть детей заранее отбраковывают и выбрасывают на самое дно… Социальные лифты, исправно работавшие в советское время, крушат кувалдами! Если при Советской власти делалось все, лишь бы подростки, молодежь училась — вечерние школы, подготовительные курсы, вечернее и заочное обучение в вузах, учебные отпуска, то нынешняя власть занята прямо противоположным. Она пытается отсечь от образования максимально большую часть подрастающего поколения и не скрывает этого. Как цинично заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, «если будет большое образование, обязательно будут тюрьмы. Чем быстрее и больше даете образование, тем быстрее будет революция против вас же, кто принимает законы».
Все так и есть. Только почему депутат Госдумы и тогда даже один из ее руководителей (потом он передаст пост вице-спикера по наследству любимому сыночку) сказал «вас», а не «нас»?
Ну, а самый простой и действенный способ держать народ во тьме невежества и слепого послушания — ввести в нищей стране плату за обучение и такие программы, чтоб ничему лишнему, не дай бог, в школе не успели научить.
В прошлом учебном году «Рособрнадзор» провел в школах страны две всероссийские контрольные.
60 тысяч четвероклассников в 80 регионах проверили по русскому языку, математике и «окружающему миру» (география и биология). Оценки при этом не ставились, работы ни на что не влияли. Цель была другая — оценить саму систему начального образования в стране. Это были первые выпускники начальной школы, отучившиеся четыре года по новому образовательному стандарту.
Результаты оказались зубодробительными. Русский язык — для большинства детей родной! — на «отлично» знает менее 13 процентов. Только половина из них сумела написать диктант без пунктационных ошибок и только треть — без орфографических. То же и с математикой: всего восемь процентов детей справились с работой и получили пятерки, половина — четверки. Лучше всего дети оказались знакомы с «окружающим миром»: почти 27 процентов пятерок, 57 процентов четверок. Но…
Но только половина четвероклассников (55 процентов) смогла найти на карте мира… Россию. Свою родную страну! А вот Африку нашли почти 63 процента. 30 процентов писавших контрольную считают, что могут встретиться за городом со львом, 25 процентов ждут встречи с бегемотом, 22 процента — со слоном. Вот, наконец, Россия и стала родиной слонов…
Кстати, взрослые недалеко ушли в своем развитии от детей. Опросы показывают: треть россиян уверена, что Солнце вращается вокруг Земли, радиоактивность изобрел человек, люди жили в эпоху динозавров… И вряд ли стоит успокаивать себя тем, что, по мнению американцев, Землю и все живое на ней создал бог, причем в ударные сроки — за семь дней, как написано в Библии.
Впрочем, в «Рособрнадзоре» остались почему-то довольны результатами. Чиновники боялись, что все могло быть еще хуже? Как со всероссийской контрольной по математике для 6–7 классов? Ее писали почти 60 тысяч детей в 70 с лишним регионах. И написали так, что выяснилось: «Уровень подготовки недостаточен для успешного продолжения образования по математике и другим естественнонаучным предметам».
Но хуже всех пришлось несчастным девятиклассникам. Они — направление главного удара. Детей этого возраста окончательно делят — кому в старшие классы (ее теперь как-то не по-русски называют «старшей школой»), а кому — на улицу, на панель, в люмпены и бандиты.
В прошлом году девятиклассники впервые проходили государственную итоговую аттестацию (ГИА) — сдавали экзамены по русскому языку и математике — со всеми вытекающими из этого для них печальными последствиями. Из 1,2 миллиона учащихся не справились с ними и остались без аттестатов почти 40 тысяч. Перед ними, по сути, детьми 15–16 лет, практически уже закрывали все пути в жизни! Куда им было деваться? От старших классов их отсекли, сеть профессионально-технических училищ, созданная в советское время, порвана, одни ошметки остались, работы не найти, да и не умеют они ничего…
Причем Министерство образования до последнего скрывало подлинный масштаб этого ЧП, не сообщая о результатах сдачи ГИА. Они были пугающе плохими, преступно плохими — в кулуарах говорилось о 30 процентах школьников, не справившихся с заданием по русскому языку, из-за чего планку пришлось резко опустить. 400 тысяч подростков без аттестата — это привлекло бы к Минобру слишком большое внимание. (В этом году о результатах второго ГИА так и не удалось ничего найти в открытых источниках). Не дети, а чиновники должны расплачиваться за то, что основную массу российских школ так опустили! Детей чиновников и нуворишей возят в другие…
Зато настоящий цирк устроили из возвращенного, якобы, выпускного сочинения. В этом учебном году его впервые после отмены в 2009 году писали учащиеся 11 класса. Но зачем чиновникам понадобилось обманывать страну? Называть «это» сочинением?! Оценку не ставили — только «зачет-незачет», причем заранее было объявлено министром Дмитрием Ливановым про «максимально щадящий и комфортный режим» проверки. В тексте должно было быть минимум 350 слов и официально разрешалось сделать… 17 ошибок!
Но и это все еще только цветочки, а ягодки у нас — впереди!
И речь сейчас не о чудовищном расслоении среди детей. И не о нищенском существовании педагогов, которые бегут из школы. И не о ставшем притчей во языцех ЕГЭ, требующем лишь зубрежки и репетитора, который натаскает, или просто денег. И не об учебниках, по которым вынуждены учиться школьники. Чего только стоит один учебник по истории, написанный коллективом во главе с Александром Филипповым и изданный массовым тиражом в издательстве «Просвещение». Между прочим, собственности бизнесмена Олега Ткача, который с 2004 года надежно прикрыт мандатом члена Совета Федерации от Калининградской области. Где смог получить его, там и получил, не он один в Совфеде такой. Так вот в том учебнике черным по белому было написано: Сталин — эффективный менеджер, рациональный управленец, массовый террор, жертвами которого стали миллионы советских граждан, включая детей, — рациональный инструмент развития страны…
«Ягодки» нашему обществу принесут новый закон об образовании, вступивший в силу в 2013 году, и т.н. новый образовательный стандарт (его называют еще «американским» в отличие от советского «прусского»), над которыми корпят чиновники и ученые мужи.
Закон оставил бесплатным лишь «основное образование», все остальное школа предлагает теперь за деньги. А если у родителей их нет?! Ну, а новизна стандарта и впрямь потрясала: в старших классах предлагают оставить только три обязательных предмета — физкультура, ОБЖ, некий несуществующий даже курс «Россия в мире» и непонятный «индивидуальный проект».
Заметьте: не русский язык и литература, не математика, не история с географией, не физика с химией — главные и обязательные предметы! Правда, еще несколько «необязательных» разрешалось изучать бесплатно по выбору, но не больше четырех. Причем запрещалось выбирать сразу и русский язык, и литературу, или и алгебру и геометрию, или и физику и химию… А за все остальное — платите, родители!
Ну, как тут удержаться, чтобы опять не процитировать правдолюба Жириновского, который на очередном обсуждении в Госдуме закона об образовании прямо напомнил своим коллегам:
— Слишком образованная молодежь рано или поздно устроит в стране революцию!
Итак, в 2011 году начальная школа начала жить но новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). В нынешнем году ее выпускники начинают учиться по новому стандарту для основной общей школы (5–9 классы), а в 2020 году они же приступят к обучению по новому ФГОСу для среднего общего образования (10–11 классы).
Теперь вряд ли кто усомнится, что планы партии и правительства как никогда близки к претворению. К 2020 году в России будет покончено со всеобщим обязательным бесплатным средним образованием!
Партию и правительство во главе с дорогим Дмитрием Анатольевичем Медведевым можно поздравить?
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»