На днях в Госдуму был внесен законопроект об индексации акцизов на алкоголь и табак, целью которого, по утверждению авторов документа, является «создание условий для восстановления деловой активности после пандемии». Так ли это, разбирался наш обозреватель.
Экономические власти давно приспособились зарабатывать на вредных привычках граждан и активно эксплуатируют такой налоговый механизм, как акцизы.
Поясним для непосвященных: акцизом называется косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления — табак, вино и т. д. Он включается в цену товаров и в реальности оплачивается потребителем. По прикидкам экспертов, в цене бутылки водки чуть больше 100 рублей — акциз, который изымается в пользу государства.
Что касается повышения акцизов на алкоголь и табак, то здесь давний спор Минфина и Минздрава. Медики требуют задирать поборы, поскольку дорогое зелье в какой-то момент станет для потребителей не по карману и люди, дескать, откажутся от пагубных пристрастий. Вроде логично. «Но если цены взлетят до небес и никто покупать не будет, как станем бюджет пополнять?» — спрашивают финансисты. И они по-своему правы. Правительство вынуждено из года в год искать компромисс между этими двумя позициями. И утверждаемый очередной уровень акцизов показывает, чья «партия» на данный момент сильнее — медиков или финансистов.
Но в реальности бюджету эти акцизные игры не слишком помогают. На российском рынке при резком подорожании зелья ему быстро находится замена в виде контрафакта. В братских странах ЕАЭС алкоголь и сигареты куда дешевле, чем в РФ, перетащить эти товары к нам через прозрачные границы несложно — с руками отхватят. А российские водочные производства — официальные! — всегда готовы включить серые схемы поставок спиртного на нелегальный рынок, в обход самых строгих контролеров. И никакие Минздравы и Минфины бороться на этом поле не в состоянии.
Акцизы на сигареты и алкоголь теперь будут расти вплоть до 2024-го на 4%, а цены в магазинах соответственно на 10%! Вряд ли это понравится беднеющему населению, которое поспешит разжиться контрафактом.
Авторы проекта озвучили, что «документ направлен на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии». То есть граждане бросят пить-курить и дружно ударятся в деловую активность?! Ну-ну…
«Деловая активность предполагает продвижение на рынке сбыта, укрепление финансового состояния, расширение ассортимента и увеличение продаж. Повышение акцизов ничего такого не подразумевает, — заявил председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. — Произойдет обратное: курящие и пьющие попытаются найти выход, обратившись к контрафактному рынку, доля которого будет расти».
А вот производство и продажи легального товара, наоборот, станут падать, что приведет к снижению поступлений в казну. Это будет удар в спину отечественной экономике.
Лаврентий ПАВЛОВ
NB!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. В России могут запретить продажу самогонных аппаратов. С такой инициативой выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Комментируя очередную идею-фикс, многие эксперты алкогольного рынка выразили, мягко говоря, свои сомнения относительно необходимости такого шага, считая его не столько инструментом в борьбе с зеленым змием, сколько дополнительным стимулом к тому, чтобы его стало еще больше.
В своем докладе Титов предлагает облегчить и развить официальное производство горячительных напитков, организовать упрощенную и удобную торговлю ими, а конкурентов, то есть самогонщиков, ликвидировать. Это, как справедливо заметили коллеги из еженедельника «Мир новостей» не имеет ничего общего с реформами Михаила Горбачева.
Лично от себя скажем: инициатива Титова, с одной стороны, — дурость несусветная, с другой — явная попытка защитить свои корыстные интересы. А о том, что самогоноварение для иных россиян — процесс не только безобидный, но сугубо творческий, читайте на 6-й странице этого номера.