После успешного открытия 19-километрового моста через Керченский пролив идея мостостроения завладела умами охочими до казенных миллиардов. В ОАО РЖД решили возродить проект соединения с материком острова Сахалин.
Подумаешь, всего-то шесть километров в самом узком месте Татарского пролива!
Место узкое, да поле для освоения бюджетных средств самое широкое.
В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком тоннелем и железной дорогой выступил Иосиф Сталин. Строительство поручалось МПС и МВД, которое привлекло тысячи условно-досрочно освобожденных. Но после смерти вождя весной 1953-го проект был закрыт: с дешевой рабочей силой возникли проблемы.
Были попытки пролоббировать строительство моста или тоннеля и в дальнейшем, однако власти СССР их не поддержали. В десятых годах XXI века о переходе через Татарский пролив заговорили снова.
В то время РФ потрясали амбициозные мега-проекты — статусные и затратные. Строили мост на остров Русский в Приморье — для проведения некоего саммита АТЭС. Потом зимняя Олимпиада в Сочи. Потом чемпионат мира по футболу, который вот-вот обрушится на нас всем своим великолепием. На них требовались миллиарды долларов, но, поскольку речь шла о престиже страны, было решено за ценой не стоять.
К активации этих гигантских финансовых потоков, как это у нас водится, оказались причастны и любители легкой наживы, успевшие занять местечко возле «крана», чтобы отводить совсем не тонкие струи на свои персональные «огороды» (о чем свидетельствует дюжина уголовных дел и ряд крупно проворовавшихся арестантов).
Теперь вот надеются активировать сахалинский проект. Согласно оценкам специалистов, этот мост в пересчете на километр будет в 3,5 раза дороже, чем Крымский! Дело в том, что до перехода через пролив придется сначала протянуть по материку более 450 км рельсов от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино. А потом, уже по Сахалину — еще 127 км от мыса Погиби до действующей на острове железнодорожной ветки. В итоге еще на уровне проектирования общая стоимость проекта превысила 600 млрд рублей. Это чуть меньше, чем все расходы федерального бюджета в 2018 году на образование и гораздо больше всех расходов на здравоохранение. В наших же реалиях начальные цифры по мере строительства имеют свойство многократно возрастать. (Хорошо, если в триллион уложатся!)
Но не это главное. Большинство экспертов, даже железнодорожники, заявляют, что «у проекта нет экономики, нет грузовой базы». То есть по этим рельсам нечего и некого возить.
Озвучена, правда, идея завершения проекта еще одним мостом — с Сахалина на японский берег, по которому на остров хлынут десятки тысяч предпринимателей Страны восходящего солнца. Осваивать, то бишь, «северные территории». Но это уже другая история.
Лаврентий ПАВЛОВ