В скандале вокруг письма помощника президента обнаруживаются любопытные нюансы.
Когда СМИ обнародовали письмо помощника президента Андрея Белоусова, где он предложил изъять полтриллиона рублей из сверхприбылей компаний, получивших сверхдоходы из-за благоприятной конъюнктуры мировых рынков, их владельцы возмутились: «Грабят!»
Но власти нашли убедительные аргументы в пользу тезиса «Делиться надо!». Минфин и РСПП предложили 14 обиженным бизнес-гигантам подключиться к финансированию ряда мегапроектов.
Такой вариант выглядит справедливым и перспективным — правительство остро нуждается в деньгах буквально на все — от пенсий до космоса. И «счастливцам» грех скорбеть о 500 млрд рублей (на круг!), когда на них почти с неба свалилось, по некоторым оценкам, более 2 трлн рублей. Поэтому если и есть какие-то вопросы, то типа: куда пойдут изъятые сверхприбыли?
Из рабочей группы РСПП и Минфина пришла информация: «Это проекты в сфере транспортно-логистической инфраструктуры, например, строительство высокоскоростных ж/д магистралей». Что подтверждается и планами Минэкономразвития, которое требует на инфраструктуру 7 трлн рублей. Триллионами оперирует наше правительство. Однако его инфраструктурная ориентация настораживает.
Инфраструктурой называются «сооружения и системы», которые необходимы для жизнедеятельности общества и функционирования экономики. Дороги, трубопроводы, информационные системы… Если производство создает товарную массу и множит прибыль, то инфраструктура обеспечивает эти процессы.
Формировать рост и обеспечивать — задачи разные. Но кто-нибудь может вспомнить хотя бы одно крупное промышленное предприятие, в строительство которого наше государство за последние двадцать лет вложило деньги? И где этот самый рост?
В экспертном сообществе поговаривают, что между нашей экономической элитой и глобальными финансовыми корпорациями заключено негласное соглашение, что инвестировать в новые производства в РФ могут лишь иностранные компании, постепенно становясь при этом хозяевами производств. Государству и отечественному бизнесу позволено лишь создавать и поддерживать инфраструктуру. Поэтому, мол, при больших золотовалютных запасах правительство не вкладывает в реальный сектор…
Да, осваивать госсредства на инфраструктуру куда заманчивей! Гигантские объемы земляных работ — дороги, трубопроводы и т. д. — легко завышать и трудно контролировать. Со всеми вытекающими… А если всем миром полгода копать яму, а потом полгода ее закапывать, можно учесть рекордный рост ВВП — при нулевом полезном результате.
Поэтому не случайно множатся транспортные проекты: 700 млрд рублей на высокоскоростную магистраль Москва — Казань, 1 трлн на такую же от Краснодара до Грозного, триллионы на вторую очередь Северомуйского тоннеля на БАМе (первая строилась в СССР 26 лет!) и на мост на Сахалин.
Инфраструктура — полезная штука для горячих поклонников бюджетных денег.
Лаврентий ПАВЛОВ