Мал золотник — и не дорог…

Почему самый короткий срок жизни — у малого и среднего бизнеса?

 

Мал золотник — и не дорог…Ежегодно в России открывается около 300 тыс. компаний, однако далеко не всем удается выжить и укрепиться на рынке. За прошедшие пять лет менее чем половина компаний смогла преодолеть пятилетний рубеж, сообщили аналитики крупной международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. В качестве примера они привели статистику за прошлый год: из 3,43 млн предприятий лишь 1,58 млн (46%) шагнули во вторую «пятилетку».

 

Эксперты сообщают, что хуже всего обстоят дела у малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг. В числе основных помех для ведения бизнеса в России называют чрезмерную бюрократическую нагрузку, монополизацию рынка во многих областях, всепроникающую коррупцию.

«Вести бизнес в России — своего рода героизм. Это постоянная борьба за выживание с частями государства. Не со всем государством, а именно с частями», — говорит член президиума общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Ирина Капитанова.

По ее словам, государство может серьезно поддержать отдельные бизнес-проекты. Однако некоторые представители того же самого государства могут этот же бизнес в одночасье закрыть.

Эксперты напоминают, что помимо долговечности предприятий во внимание также необходимо принимать такие показатели, как количество банкротств и соотношение численности закрывающихся и открывающихся юрлиц. По данным Росстата, и в прошлом году, и в январе — апреле этого года в стране было ликвидировано примерно в 1,5–2 раза больше предприятий, чем зарегистрировано.

«Настораживает и то, что 27% компаний стали убыточными по итогам 2018 года, причем доля их растет», — заявляет председатель совета директоров сети FinExpertiza Елена Трубникова.

Все эти цифры и факты свидетельствуют о том, что государство, постоянно увеличивающее свою долю в экономике, практически ничего не делает для создания более благоприятных условий для конкуренции на рынке, развития частной инициативы.

Между тем, как отмечает глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, без государственной поддержки конкуренции и частной инициативы невозможно создать прорывные технологии и товары, которые окажутся конкурентоспособными на мировом рынке.

Прохладное отношение властей к МСБ приводит к тому, что, по словам Кудрина, сегодня в России стать предпринимателями хотят не более 10% от трудоспособного населения, должно же быть 40–50%. А большинство тех, кто все-таки заводит свой бизнес, как выясняется, в состоянии продержаться на рынке не более пяти лет.

«Малого и среднего бизнеса просто очень мало! И все запуганы поборами и проверками», — считает Алексей Кудрин.

Действительно, доля МСБ в ВВП России очень сильно отстает от этого показателя во всех развитых и многих развивающихся странах. К примеру, в США, Турции и Японии эта доля составляет от 53 до 56%, в Китае — 55%, в Финляндии — 60%, в Италии — 68%. Даже некоторые соседи по СНГ по темпам развития МСБ нас опережают. Например, доля МСБ в ВВП Казахстана — 27%. У нас же она едва дотягивается до 20%.

Власти государств, всемерно поддерживающих малый и средний бизнес, исходят из того, что именно МСБ создает большинство рабочих мест, обеспечивая миллионы людей надежным куском хлеба, тем самым понижая вероятность социальных взрывов. Почему эту нехитрую истину никак не могут осознать власти России? Почему продолжают держать МСБ в загоне? Совершенно непонятно.

 

Георгий ПАЛАШЕВСКИЙ

Похожие статьи

Send this to a friend