Похороненный дважды

Похороненный дваждыНакануне майских праздников, в рамках объявленной «НВ» рубрики «Победа-70», рассказываем о бесстрашном летчике, дважды Герое Советского Союза, чей военный опыт до сих пор изучают в бывших странах-союзниках по антигитлеровской коалиции.

Недавно фронтовые летчики 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта на традиционном ветеранском собрании добрым словом помянули своего побратима, капитана Александра Федоровича Клубова, которому как раз в эти дни исполнилось бы 95 лет.

Имя этого выдающегося советского аса золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной, на которой он провоевал всего лишь два года. Но успел навоевать такой опыт в искусстве ведения воздушного боя, что слушатели академий в США, Великобритании, Франции до сих пор изучают «клубовский почерк» в программах по технике пилотирования, в которых ему посвящен специальный раздел.

Уроженец Вологодщины провел детство и юность в Ленинграде, где его отец служил матросом на легендарном крейсере «Аврора». Окончив семилетку, а затем ФЗУ при заводе «Большевик», Александр стал заниматься в аэроклубе. Отсюда его, как лучшего «учлёта», направили в Чугуевское авиационное училище. К началу войны он уже был инструктором. Долго «бомбардировал» командование рапортами с просьбами отправить на фронт, пока не добился своего.

С августа 1942 года Клубов активно участвует в боях, летая на истребителе «И-153» («Чайка»). Ни разу не уклонился от единоборства в воздухе, мастерски сбивая фашистские самолеты, специализировался и в штурмовых действиях, уничтожая танки, бронемашины и артиллерию противника. Его грудь украсили ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Александра Невского…

242-й боевой вылет старшего лейтенанта Клубова оказался полным драматизма. Когда после выполнения задания он возвращался на аэродром, его самолет загорелся от попадания вражеского снаряда. Обгоревший и раненый летчик сумел покинуть боевую машину и приземлиться в расположении наших войск.

В госпитале Александр пробыл недолго, так как рвался на фронт. Судьба свела его в больничной палате с тезкой — прославленным Александром Покрышкиным, будущим трижды Героем Советского Союза. Именно он сумел уговорить высокое начальство перевести Клубова в свою 9-ю гвардейскую истребительную дивизию. Здесь Александр переучился на новую для себя машину — американскую «Аэрокобру», отважно сражался в небе над Кубанью и Днепром.

Гораздо позже маршал авиации Александр Иванович Покрышкин напишет в своих мемуарах: «Клубов — один из пяти молодых летчиков, которые стали гордостью нашей части. Они не только переняли боевой стиль ветеранов, но в свою очередь внесли много нового в тактику воздушного боя…». Показательна и выдержка из донесения начальника отдела кадров 8-й воздушной армии 13 декабря 1943 года военному совету фронта: «На счету гвардии старшего лейтенанта Клубова А.Ф. боевых вылетов — 381, лично сбитых им самолетов противника —17 и в групповых боях — 19». 13 апреля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Александру Федоровичу звание Героя Советского Союза.

Вскоре прибавилось по одной звездочке и на погонах — 26-летний гвардии капитан стал помощником командира 16-го истребительного полка. Каждый его боевой вылет (их было уже более 500) приносил успех. Сослуживцы учились у него умению побеждать, искусству маневрирования, находчивости и самообладанию в самых рискованных ситуациях.

К октябрю 1944 года Клубов имел на боевом счету 40 сбитых вражеских самолетов и был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда». Увы, прикрепить ее к гимнастерке Клубову не довелось. Его жизнь трагически оборвалась 1 ноября того же года в небе над Вислой во время тренировочного полета на «Ла-5» — на предельно низкой высоте вдруг отказала гидросистема… Указ о присвоении Александру звания дважды Героя Советского Союза прозвучал по радио через несколько дней.

Тело воздушного аса было доставлено на транспортном самолете во Львов и предано земле на Холме Славы, где покоятся русские воины, погибшие в Первую мировую войну, а также фронтовики Великой Отечественной. Однако с наступлением в Украине «незалежности» места вечного упокоения «москалей» стали мозолить глаза недобиткам-бандеровцам и националистам всех мастей. Они глумились над могилами, разбивали надгробья и плиты, рубили березки и плакучии ивы…

Терпеть и дальше такое кощунство и надругательство земляки Клубова не могли. В 2001 году делегация из Вологодской области сумела увезти прах Александра Федоровича на родину. Там он и был перезахоронен в торжественной обстановке со всеми воинскими почестями. К счастью, и на Холме Славы во Львове осталась мраморная плита в память о храбром русском летчике — об этом попросили местные ветераны. Да и как иначе — ведь подвиги Клубова, как и миллионов других сыновей Отечества, достойны всеобщего поклонения.

 

Юрий КИРИЛЛОВ, cобкор «НВ», полковник в отставке

ЛЬВОВ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend