С какого бодуна жители Пристани, вместо 2013 года, встречают 7521-й?

С какого бодуна жители Пристани, вместо 2013 года, встречают 7521-й?За ответом на этот вопрос наш специальный корреспондент Максим ГУСЕВ отправился в уральскую глубинку.

Декабрьские морозы на Среднем Урале выдались такими же крепкими, как и вера у этих людей, встречающих, вместо 2013 года, 7521-й.

Село Пристань, куда я отправился, чтобы познакомиться с «чудаками», от цивилизации притаилось глубоко, как когда-то их предки, староверы, прятались от царской власти. Здесь, в двухстах километрах от Екатеринбурга, не жалуют водку, рожают детей «сколь Бог дал», трудятся не покладая рук и трепетно хранят то, что приняла Русь при князе Владимире в 988 году.

Субботним утром село стояло, словно вымершее. У проходящего мужика в распущенной шапке-ушанке интересуюсь: где здесь староверов отыскать?

— Да везде они живут, — «окает» он. — По этой улице почти в каждом доме. А на соседней — дом священника.

Седобородый отец Иоанн Устинов на Пристани уже четверть века живет, хотя родом из Сибири. Приехал сюда, когда только-только священником стал. Вместе с супругой нажил шестерых детей, старшую дочку недавно замуж выдал и уже в полной мере вошел в роль деда, встречая внучек с зятем — тот, кстати, тоже священником служит под Брянском. Отец Иоанн и рассказал, почему староверы новый год не отмечают. Вернее, встречают его иначе, чем принято в современном обществе.

— У нас в эти дни пост идет Рождественский, в пище мы строго ограничены, да и какое веселье может быть накануне рождения Христа? — искренне рассуждает он, после чего подает мне «Старообрядческий церковный календарь на 2012 год», раскрытый на странице «сентябрь». — На Руси исстари повелось, и мы до сих пор чтим день Новолетия — 14 сентября по новому стилю.

В календаре читаю: «Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами первого Вселенскаго Собора, которые определили начинать с этого дня исчисление церковного года. Но, к сожалению, для многих современных христиан нынешний день проходит незамеченным, хотя богослужение этого дня носит праздничный характер». Впрочем, многие староверы говорят, что и им ничто человеческое не чуждо, поэтому, опять-таки по традиции, корнями уходящей на много веков назад, отмечают новый год по старому календарю, то есть 13 января. В этот день, когда идут святочные дни между православным Рождеством и Крещением Господним, запретов на пищу нет, и «душа у всех ликует».

Потому и готовятся старообрядцы встречать 7521 год от сотворения мира. А всех интересующихся их духовной философией охотно привечают, угощают разносолами деревенскими, приглашают в храм и объясняют: наши бабушки и дедушки не праздновали 31 декабря и нам не велели.

Ночевать пригласила к себе пожилая старообрядка Лидия Заплатина. Я вошел в светлую горницу, где хозяйка накрыла стол, в большие миски себе и мне начерпала похлебки из чугунка — крупно нарезанная картошка, цельные грузди, морковка — в календаре трапез на каждый день сегодня значилась «пища без масла». Незатейливо, но вкусно. То и дело отвлекалась от разговоров с гостем из города, чтобы подбросить в печь дрова. Их потрескивание и проблески огня на стене успокаивали, убаюкивали даже. Схоронив мужа, осталась она одна в доме, поэтому новый год не празднует вовсе. Разве только речь президента послушает, проверит заслонку у трубы, чтобы за ночь тепло не выдуло, да и спать ложится.

У другой староверки, Антонины Саломатиной, которая пригласила в гости на следующий день, изба еще больше, и семья немалая. С новым годом здесь друг друга не поздравляют — ждут Рождества, а уж потом и о других праздниках подумать можно.

Потчуя меня рисовой кашей, Антонина Григорьевна сетовала, что в магазин не завезли крабовых палочек, отчего, видишь ли, она и не может салатиком меня побаловать. Так вот здесь старина с современностью встречаются и словно бы руки друг другу пожимают.

— Свое Новогодье мы уже отметили, а первого января мы чтим память мученика Внифантия, он избавляет от винного запоя, наверное, в ночь ему молиться будем, — говорит Антонина Григорьевна, вспоминая, что и в прошлые годы на первый январский день собирались в храме и молились за всех, кто в эти дни увлекается потреблением алкоголя.

Старообрядцы уверены: Петр Первый, хотя и был просвещенным монархом, растлил Русь новыми веяниями. Имеется в виду, прежде всего, его известный указ, повелевавший «впредь лета исчислять» с первого января и «в честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

Впрочем, у староверов с Петром давние счеты — даром, что ли, он старообрядцев за бороды таскал и двойной данью облагал?

Вдали от городов обычай всегда был крепче светского закона и царского указа. Некоторые особо не охочие до реформ крестьяне продолжали жить по древнему календарю, так и не приняв петровских новшеств. Вот и нынче, 13 января, православные староверы, особенно те, что помоложе, хотя и живут в общинах по всей стране, а особенно на Урале и в Сибири, уступят натиску современного общества и отпразднуют «старый новый год». Но и эти торжества проведут пристойно, без излишних развлечений и музыкальных телепрограмм.

 

Максим ГУСЕВ

спецкор «НВ»

Свердловская область

Фото автора

 

 

Невероятно, но факт

В эти предновогодние дни, как, впрочем, и во всякий пост — а их у староверов четыре в году, плюс почти каждая среда и пятница — даже кошка с собакой у священника постятся. Вернее, хозяевам просто не из чего готовить им наваристые бульоны или угощать душистыми косточками.

 

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend