Картины самобытного художника будят к жизни даже самых замкнутых людей
Как ни странно, о художнике Владимире Фомине волгоградские школьники, например, знают намного больше, чем их ровесники из Карелии.
Хотя Владимир Фомин уже много лет пишет свои картины в Петрозаводске. А в тех городах и странах, где выставляются его красочные полотна, Фомина называют «карельским» художником. Поскольку живет в Карелии, откуда и сюжеты его необычных картин.
Зато о художнике давно и немало знает волгоградская учительница русского языка и литературы Ольга Михайловна Реут. Знакомство это случилось благодаря жене художника, Светлане Громовой — бывшей ученице Ольги Реут.
История давняя. Учительницу и ученицу из сибирского Сургута сблизила любовь к русской литературе и поэзии. Когда юная Света Громова читала наизусть отрывки из стихотворений и поэм Лермонтова, других поэтов, глаза ее так вдохновенно сияли, что всякий раз учительница думала, что этой девочке судьба уготовит что-то особенное. Так и случилось.
Светлана Громова вышла замуж за художника Фомина, и навсегда стала его единственной музой. Двадцать лет их жизни прошли в Карелии. А Ольга Реут продолжала учить детей русской словесности, но уже не в Сургуте, а в Волгограде. Они переписывались, иногда гостили друг у друга. Побывав в мастерской художника, увидев его картины, Ольга Реут стала горячей поклонницей его творчества. Мало того, в школе N 98 Волгограда, где она уже 15 лет преподает русский язык и литературу, по картинам Фомина ученики пишут сочинения. Именно в этой школе по инициативе учителей-словесников родился проект «Прикоснись душой к радуге», который целиком и полностью посвящен творчеству Владимира Фомина. Некоторые из школьных сочинений удалось прочесть. И убедиться: это это — один из тех счастливых случаев, когда картины нашли своего зрителя.
— Когда и как появился на свет ваш проект? – спрашиваю у Ольги Реут.
— У проекта есть даже день рождения, это 22 февраля 2010 года. В этот день я получила электронное письмо от Светы Громовой с фотографией новой работы Владимира, которая называлась «Щенок». Я распечатала репродукцию на принтере и принесла в школу. Показала своему 5 «б», где была классным руководителем. Детям не просто понравилась картина, у них загорелись глаза. И тогда мне пришло в голову предложить ребятам написать сочинение по этой картине. Итог меня ошеломил. Самая замкнутая девочка в классе, которую я никак не могла «разговорить» на уроке литературы, суть этой картины увидела глубоко и неожиданно для меня: «Солнце немного страшное, мир искаженный, пес одинок. Может быть, он болел, и от этого чувствует себя отверженным. Пес бежит от холодного солнца, чтобы найти другое, теплое …»
Пробовала показывать репродукцию взрослым. Скажу честно, замотанные заботами одни отмахивались, другие бросали на ходу несколько дежурных слов: «О, как красиво! Просто прелесть! Извини, надо бежать! ». А дети никуда не спешили, рассматривали картину внимательно.
Как-то я смотрела фильм о другом самобытном художнике, Ефиме Честнякове, в нем прозвучала поразившая меня своей точностью фраза: «Насколько в человеке уцелел ребенок, настолько он и личность». Мне кажется, Фомин как раз такой человек – сохранивший в себе детство и все его волшебные краски.
Потом мы писали сочинения по картинам из серии «Сказки Севера», «Кижи», «Калевала» и другим, на выбор.
Одна из учениц выбрала, на мой взгляд, сложную для понимания в этом возрасте репродукцию «Восхождение. Подарок К. Малевичу». И вот читаю в её сочинении: «Это самая необычная картина из всех, что я видела. Она о том, как нелегко быть художником. На картине он везет за собой дом. Наверное, он этим хочет сказать, что часто путешествует не только по разным городам и странам, но и по своим картинам тоже. На картине нет лица художника. Сначала я не поняла, почему. А потом подумала и догадалась: «Он не нарисовал лицо, потому что лицо – это его картины».
— А сам художник читал эти сочинения?
— Да, конечно. Я отправила их Фомину. Он быстро и очень тепло на них отреагировал. И даже прокомментировал отзывы ребят. Дети были счастливы и даже ошеломлены: ведь они впервые общались со знаменитым художником.
А одной девочке в ответ на её трогательное сочинение Владимир Фомин прислал в подарок свою картину «Заяц».
— Символом одной из выставок Фомина за рубежом стал именно заяц с его картины. Почему?
— Может быть, и потому, что сам Владимир родился в год Зайца и считает его своим талисманом. Он много раз писал себя в виде зайчика на руках у Мадонны-мамы. Или просто зайчиком, спрятавшимся в снегу.
— Ольга, лично мне теперь понятно, почему именно в вашей школе появился проект с таким названием …
— Мы, кстати, долго мучились над названием. А придумала его сходу учительница Лариса Кузнецова. Все сразу же одобрили. Ведь как точно: «Прикоснись душой к радуге». Казалось бы, невозможное. Но неожиданные, по-детски радостные картины Владимира Фомина словно дают нам такой шанс: стать добрее, видеть больше красок в этом мире и не бояться их.
Валентина АКУЛЕНКО | Фото из архива Владимира Фомина
Из досье «НВ»
Владимир Фомин – художник, творчество которого знатоки оценивают как редкой красочности авангардный лубок, неопримитивизм, абстракционизм, сюрреализм. Более 700 картин художника приобрели Национальные музеи России (в том числе Русский музей), Финляндии, Норвегии. Многие представлены в дипломатических коллекциях России, США, Финляндии. Картина «Художник» удостоена специального приза на конкурсе компьютерной графики в Национальном Центре искусств Канады.
«Калевалой» Фомина проиллюстрированы энциклопедия «Мифология мира» лондонского издательства и несколько книг об этом эпосе финского, российского и американского издательств..