Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых.
Эти слова, принадлежащие дважды Герою Советского Союза Константину Рокоссовскому, я все чаще вспоминаю в связи с событиями в соседней Польше.
Как уже сообщали СМИ и, в том числе, «Новый вторник», Институт национальной памяти планирует снести на территории Польши более 500 советских воинских мемориалов, являющихся «символами советского доминирования».
Многие из них, как, например, памятник «В благодарность Советской Армии» в Щецине, уже снесли. Оставшиеся 230 подлежат демонтажу в текущем году. Еще 11 памятников, расположенных в Варминьско-Мазурском воеводстве (оно непосредственно граничит с Калининградской областью России) грозятся снести до 31 марта.
Угроза миру
Возвращаясь из командировок в Польшу, я обычно останавливался у памятника Благодарности Красной армии в Лидзбарке-Варминьском. Сегодня вместо возвышавшихся на постаменте фигур красноармейцев — груды кирпича.
— Есть те, кто благодарят солдат Красной Армии, но есть и немало тех, кто считает, что они принесли с собой разрушения, — говорит Себестьян Кужневский, заместитель бургомистра Лидзбарка-Варминьского. — Надо учитывать их позицию. Мы предлагали Варминьско-Мазурскому воеводе установить фигуры красноармейцев на местном воинском кладбище, но получили отказ.
Глубоко символично, что именно здесь, в Лидзбарке-Варминьском, прошел круглый стол, организованный польской общественной организацией «Курск» и российским международным союзом «Наследники Победы» под названием «Требование к польским властям остановить снос памятников советским воинам». В числе почти полсотни участников были российские дипломаты, представители польских муниципалитетов, польской полиции, журналисты и общественники из России, Польши, Белоруссии, Латвии, Литвы. А вот Варминьско-Мазурский воевода Артур Хоецкий, также приглашенный на эту встречу, ни сам не приехал, ни своего представителя не послал. «Похоже, воевода не желает разговаривать со своим народом», — заметил в своем докладе командир Содружества «Курск» Ежи Тыц. Активисты этой организации, начиная с 2013 года, восстановили на территории Польши около 40 военных памятников. Они считают себя «бойцами за мир», чье оружие — отвага и правда.
— Народ и власти Польши говорят на разных языках. Поэтому мы и собрались здесь, чтобы показать позицию тех людей, которые хотят сохранить памятники, — заявил Ежи Тыц.
По его мнению, снос памятников — это угроза миру. Но польские власти, дабы оправдать свои действия, утверждают, что памятники, якобы, ликвидируют как символы коммунизма. Но какое отношение имеют памятники солдатам, погибшим при освобождении Польши, к пропаганде коммунизма? Увы, этот вопрос повисает в воздухе.
Совершенно очевидно, что, уничтожая памятники, Варшава руководствуется не столько борьбой с коммунистическим прошлым, сколько русофобией, на которой строится нынешняя польская политика.
От позиций не отступим
По мнению российского консула в Гданьске Ванды Калюжной, борьба с памятниками в Польше с 2014 года идет по нарастающей. «Но мы от своей позиции не отступимся и будем добиваться выполнения со стороны Польши наших двусторонних соглашений по этой больной теме», — заявил недавно в интервью польскому интернет-порталу «Онет.пл» посол России в Польше Сергей Андреев.
Позволю для более ясной картины процитировать еще слова российского дипломата: «А самое главное, с нашей точки зрения, — обоснование всей этой кампании. Ведь речь не просто о памятниках, а о памяти, об определенной трактовке истории: отрицается сам факт освобождения Польши Красной Армией».
На самом деле речь идет о спасении страны, ибо, по словам Андреева, в соответствии с гитлеровским генеральным планом «Ост», Польша не должна была сохраниться. Она подлежала немецкой колонизации, а 85% ее жителей — уничтожению или, в лучшем случае, выселению, остальным же была уготована судьба рабов.
Консул Ванда Калюжная сообщила собравшимся, что только в четырех ближайших воеводствах сосредоточено 135 памятных мест, и многие жители Польши, готовые их защищать, обращаются в Посольство РФ. «Буквально вчера поступил звонок в генконсульство. Встревоженный гражданин Польши говорил, что он не согласен с планируемым сносом памятников, но боится об этом открыто говорить, потому что его «назовут коммунистом», — сказала дипломат.
По ее словам, памятники погибшим советским солдатам в Польше при ее освобождении — «это историческая память, память о воинской доблести, которая во все времена и у всех народов являлась важным объектом увековечивания».
Об исторической памяти говорил и председатель варминьско-мазурского отделения партии «Союз демократических левых сил», бывший глава Эльблонгского воеводства Владислав Манькут. «Вслед за борьбой с советскими памятниками в Польше начнется борьба с умами», — предупредил он. Польский политик рассказал, что его, двухнедельного малыша, в 1947 году спас от верной смерти русский врач, подполковник Красной Армии.
«Если бы не тот доктор, тебя бы не было», — всегда говорила Владиславу мама.
Обеспокоенность уничтожением памятников воинам Красной Армии высказали недавно и министры иностранных дел целого ряда стран СНГ. В качестве официального документа 72-й сессии Генассамблеи ООН в январе 2018 года они распространили заявление о недопущении и пресечении разрушения и осквернения памятников и объектов, увековечивающих память о мужестве и героизме погибших в борьбе с нацизмом и фашизмом в годы Второй мировой войны.
Достойный отпор
В польском городе Лидзбарк-Варминьский о судьбе памятников красноармейцам говорили поляки, россияне, латыши, белорусы. Не уклонились от важного разговора и представители местной полиции, которые, по их словам, оперативно реагируют на все факты вандализма. Правда, так и остался открытым вопрос руководителя представительства МО РФ по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом в Республике Польша Алексея Фомичева, почему так получается, что вандалами оказываются либо несовершеннолетние, либо пожилые поляки, которые не попадают под уголовную ответственность…
На круглом столе присутствовал и выступил опытный политик из «Гражданской платформы», вице-мэр Ольштына Ярослав Слома. Этого чиновника я неоднократно видел в Калининграде, слушал его восхищенные речи о дружбе с Россией. Но на этот раз выступление пана Сломы представило образчик антироссийской истерии. Он позволил себе поставить знак равенства между человеконенавистническим нацизмом и коммунистическим строем, благодаря которому этот нацизм был стерт с лица земли, в том числе польской. Пан Слома заявил, что «для нас, поляков, советские традиции абсолютно неприемлемы». Когда же я попытался выяснить у скипера, что дает им право разрушать памятники, он поспешил удалиться из зала.
Достойный отпор словам ольштынского вице-мэра дали сами же поляки — выступление Масея Поребы из Варшавы было встречено аплодисментами. И это вдохновляет. А еще меня радует то, что в Польше я встретил массу людей, которые дорожат нашей исторической памятью, защищают от варваров монументы, установленные в честь наших погибших солдат, побратимов воевавшего в Польше отца.
В декабре 2017 года в польском городе Быдгощ в ходе объявленной кампании по декоммунизации была безуспешно переименована одна из улиц города. Прежнее название ей вернули через несколько часов. В городе Миколин на памятнике в честь воинов 1-го Украинского фронта был установлен православный крест в надежде, что поляки не посягнут на христианскую святыню. В Гливице люди вышли на демонстрацию против демонтажа танка-памятника. Главный аргумент горожан был в том, что Т-34 хоть и советского производства, но принадлежал польской армии. «Танк наш, уберите руки!» — написали люди на броне. Активисты польского города Катовице, где на ограждении кладбища погибших солдат уничтожили советскую символику, добились от Совета охраны памяти борьбы и мученичества письменного признания того, что «звезда является приемлемым символом, идентифицирующим солдат Красной Армии».
Вот так, общими усилиями, возможно удастся остановить наступление на память?
Валерий ГРОМАК
спецкор «НВ»
ЛИДЗБАРК-ВАРМИНЬСКИЙ — КАЛИНИНГРАД