Осиротевшая «Мечта»

Как самый большой в мире транспортный самолет стал «действующим памятником советского прошлого».

 

В эту новость не хотелось верить, но она оказалась горькой правдой: Украина заключила соглашение с Китаем о продаже готового на 70 процентов самолета-гиганта Ан-225 «Мрія» («Мечта»).

 

Это точная копия реактивной махины, впервые поднявшейся в небо 28 лет назад и на которой установлены многие десятки мировых рекордов по грузоподъемности и доставке крупногабаритных турбин, станков, бурильных установок на дальние расстояния.

…Строительство второго могучего транспортника было начато на Киевском механическом заводе — структурном подразделении знаменитого на весь мир конструкторского бюро имени О.К. Антонова. Основные работы были успешно выполнены до 1991 года, однако после распада Советского Союза власти Украины распорядились остановить их, сославшись на недостаток финансов.

За 25 лет «незалежности» незавершенный объект, по праву считавшийся гордостью советского авиастроения, не превратился в груду металлолома лишь благодаря титаническим усилиям специалистов, которым профессиональная гордость не позволяла окончательно бросить свое детище на произвол судьбы. В свободное от основной производственной деятельности время они поддерживали уже смонтированные и собранные узлы и механизмы в надлежащем состоянии, не допуская коррозии или окисления металла. Людей не покидала вера в то, что правительство когда-нибудь все-таки поймет исключительную важность незавершенного проекта и выделит средства для доведения самолета до полетного состояния. Увы, их ожидания оказались напрасными…

А как торжественно и многообещающе всё начиналось!

Решение о выпуске небывалого прежде самолета, способного летать с грузом свыше 250 тонн, было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в 1985 году. Задание государственной важности имело четко определенную цель — Ан-225 прежде всего предназначался для транспортировки в нужные места многоразового космического корабля «Буран» и подобных ему летательных аппаратов. Для этого конструкторы «раздвоили» хвост, разработали специальные крепления, придумали другие новшества. Плоды их ювелирных расчетов были воплощены мастерами на практике.

«Мечта» поразила весь мир не столько размерами (длина — 84 метра, высота — 18,2, размах крыльев — 88,4 метра), сколько своеобразным изяществом полета. И это при громаднейшем весе! Все запланированные с той поры рейсы были осуществлены идеально. Правда, их оказалось крайне мало. В нынешней Украине востребованность данного самолета нулевая. За четверть века экипаж «Мечты» совершил лишь несколько коммерческих полетов по заказам норвежских и словацких фирм. Обслуживание годами (!) простаивающего самолета обходится в немалую сумму.

Однако судьба осиротевшей «Мечты» мало кого волнует. Потому и от ее «сестры-близняшки» руководство страны решило избавиться без малейшего сожаления, хотя на достройку второго экземпляра самолета и доведения его до полетного состояния достаточно 90 млн. долларов. Если кому-то эта цифра покажется слишком большой, то пусть сравнит ее с сотнями миллионов долларов, которые еженедельно (!) расходуются на карательные операции против мирного населения Донбасса.

У правящего в стране режима явно другие приоритеты. По его указанию Украинская авиастроительная корпорация, в которую недавно объединены все конструкторские бюро и заводы, полностью разорвала сотрудничество с российскими коллегами. Как тут не вспомнить, что в создании Ан-225 принимали самое непосредственное участие предприятия Ульяновска, Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода и десятков других городов! Нынешнее прекращение корпоративных связей фатально для украинских производителей. Как заявил один из руководителей корпорации Андрей Хаустов, «из-за отсутствия российских комплектующих в 2016 году вообще прекращен выпуск самолетов всех серий Ан». В результате десятки тысяч высококвалифицированных специалистов пополнили ряды безработных, а Украина сама исключила себя из списка стран, строящих самолеты.

Китайцам же можно позавидовать. Сумма сделки держится втайне, но, судя по всему, она, по мировым меркам, смехотворная. Знающие эксперты уверены в этом, напоминая о подобной позорной сделке, «прокрученной» еще при президентстве Леонида Кучмы в 1998 году с тем же Китаем. Украина продала тогда в Поднебесную недостроенный авианосец «Варяг» за жалкие 23 млн. долларов! И до чего же унизительной была оправдательная аргументация: «Мы продаем не боевой корабль, а груду металлолома, которая будет основой для создания плавучего казино».

На самом деле закончилась эта история так. Буксиры привели корабль (его готовность превышала 80 процентов!) из украинского Николаева к причалу военного судостроительного завода порта Далянь. Имея абсолютно все чертежи и поэтапные планы работы, китайцы в короткий срок достроили «Варяг», обзаведясь могучим авианосцем. Более того, корабли такого класса они запустили в серийное производство. Вот и получается: то, что для украинцев — мечта, для китайцев — реальность.

 

Степан ЛЕВЧУК

собкор «НВ»

КИЕВ

 

Осиротевшая «Мечта»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend