Кризис продолжает пожирать наши с вами доходы. По данным Росстата, они падают уже 23 месяца подряд — с октября 2014-го по август 2016-го. Власти не в состоянии поправить ситуацию.
Если раньше снижалась наша покупательная способность, то теперь произошло кое-что новенькое — в кошельках убавилось даже подешевевших рублей, т.е., как говорят специалисты, доходы снизились в номинальном выражении. «Мы с 90-х годов такого шока не имели», — заявил экономист Андрей Клепач. Получается замкнутый круг: из-за снижения платежеспособности сокращается внутренний рынок, промышленность не развивается, дела в экономике идут все хуже и хуже. Оптимизма становится с каждым днем меньше не только у рядовых граждан, но даже у властей предержащих. О том, что дела обстоят неважно, в статье, опубликованной в журнале «Вопросы экономики», написал глава правительства. Он признал, что стабилизационные меры правительства пока не смогли компенсировать главного проявления кризиса — падения благосостояния россиян. «За последние два года люди стали беднее. Снизились реальные располагаемые доходы, сократилась реальная зарплата», — отметил Дмитрий Медведев.
В чем же дело? Почему все новые миллионы «дорогих россиян» стремительно скатываются за черту бедности? Ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов (брат помощника президента РФ по экономике Андрея Белоусова), в качестве главной причины называет отсутствие политики, которая повела бы страну к интенсивному развитию. По мнению эксперта, нельзя ждать, когда опять повысятся цены на нефть и газ — мир активно переходит на новые технологии, которые могут сделать наши традиционные товары (в основном сырье) попросту ненужными. Выходя за рамки экономических вычислений, Дмитрий Белоусов отмечает, что, прежде всего, стагнация «угнездилась в головах». Власть то ли не хочет, то ли не может предложить новые подходы к развитию экономики. Столь пассивная позиция не приведет к росту ВВП, а значит, у страны не будет ресурсов для решения важнейших задач, одна из которых — борьба с бедностью.
Что касается «стагнации в головах», то эти слова приходят на ум, когда речь заходит об инициативах Минфина. Он все упорнее исповедует большевистскую логику экспроприаций. Несмотря на обещание Владимира Путина не повышать налоги до 2018 г., Минфин, такое впечатление, только над тем и корпит. В числе самых «свежих» починов — повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%, а также отменить льготную ставку НДС, существующую для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей. Понятно, что эти меры болезненно скажутся на всех нас, ведь компенсировать рост НДС производители станут, взвинтив цены. Однако Минфин этой перспективой не испугаешь. Там, кстати, продолжают лелеять планы повышения подоходного налога (НДФЛ). На фоне таких «людоедских» починов появление в скором времени курортного сбора, так называемого «налога с туристов», кажется чуть ли не детской шалостью. Пока неизвестно, сколько будут собирать с отдыхающих, но по предварительным сведениям, речь может идти о 50–150 рублях в день. Хотя если в отпуск на пару недель отправится целая семья любителей пожариться на солнышке и поплескаться в море, новый сбор незамеченным для многих, пожалуй, не останется.
Вот такая у наших властей «антикризисная стратегия», которую можно обозначить одним словом — обираловка.
Максим ГРЕГОРОВ
Рисунок Александра Хорошевского
NB!
Как сообщил на днях Росстат, оценивший итоги восьми месяцев 2016 года, реальные денежные доходы россиян упали более чем на восемь процентов в годовом выражении, а реальные зарплаты сократились на один процент. Это антирекорд за последние семь лет.