Именно так жители горной республики называют одного из самых выдающихся представителей рода карачаевских князей Крымшамхаловых — Ислама Пашаевича
Судите сами: первый в истории карачаевского народа профессиональный художник; создатель первой карачаевской азбуки на основе латиницы; переводчик стихов Пушкина и басен Крылова; публицист (печатал статьи, в том числе, и за рубежом, в парижском журнале «Мусульманин»); первый карачаевский промышленник (на реке Теберде построил лесопильный завод, где была своя электростанция (!).
О славных делах Ислама Пашаевича (в этом году исполняется 105 лет со дня его смерти) рассказывает музей туризма и альпинизма, разместившийся в усадьбе князя Крымшамхалова, что поблизости от горного озера Къара-Кёль и реки Теберда. Частыми гостями Крымшамхалова были известные художники, поэты и композиторы, другие деятели отечественной культуры рубежа ХIХ–ХХ вв.
Когда в этих краях началось строительство Военной Сухумской железной дороги (предполагалось, что она пробьется через перевалы Северного Кавказа и выйдет к Черному морю в районе Сухуми), все необычайно оживилось. Здесь появился даже синематограф, казино, и другие атрибуты «цивилизации». Но, самое главное, эти места стали посещать, в том числе, и по долгу службы, чиновники самого различного уровня. Был среди них и наместник царя на Кавказе Воронцов-Дашков, также гостивший у Крымшамхалова.
Все, кто посещал эти места, отмечали несомненный лечебный эффект (известны случаи, когда солдаты, работавшие на строительстве дороги, значительно поправляли свое здоровье, или же полностью излечивались от различных заболеваний). Учитывая эти обстоятельства, и желая процветания своему народу, И.П. Крымшамхалов вместе с другими общественными деятелями добился через наместника придания этому краю статуса лечебного курорта, что буквально вдохнуло сюда жизнь.
Одним словом, можно сказать, что Ислам Пашаевич стал достойным продолжателем дела своего деда — последнего правителя народа карачай, который в 1828 году от имени этого народа подписал трактат о вхождении этого края в состав Российской империи.
— Здесь, в Карачаево-Черкесии, высоко чтут память своего прославленного земляка, — говорит заведующая Тебердинским филиалом Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника Сеир Магомедова. — Его имя носит одна из школ Теберды, а также улица в г. Карачаевске, творчеству И.П. Крымшамхалова посвящена глава во введении в курс истории карачаевского народа. Немаловажно и то, что ежегодно 31 марта, в день его рождения, в Теберде проводятся крымшамхаловские чтения, на которых пятеро деятелей искусства и культуры, работающих в тех же направлениях, что и И.П. Крымшамхалов, награждаются медалью его имени.
Побывав «в гостях» у одного из выдающихся представителей карачаевского народа, я открыл для себя еще одну страничку родословной Северного Кавказа — удивительного края, без которого немыслима ни история России, ни сама Россия.
Рубен КАЗАРЯН
спецкор «НВ»
ТЕБЕРДА
Фото автора
NB!
КСТАТИ, в этом же музее я впервые узнал историю появления в России… кефира. Оказывается, известный российский молочник Бландов отправил на Кавказ свою сотрудницу, некую Ирину Сахарову, со шпионским заданием: выведать секреты изготовления кисломолочных напитков. Однако занимавшийся этим делом в промышленных масштабах Бек-Мырза Байчоров эту затею раскусил и в аудиенции «столичной штучке» отказал. А вот его кунаки оказались, прямо сказать, не на высоте. Увидев красивую девушку «некавказской национальности», они решили сделать «подарок» своему хозяину и попросту украли её прямо с улицы, не зная, что попасть в его дом и было главной задачей незадачливой шпионки. В итоге, чтобы замять скандал с похищением, «невеселый молочник» вынужден был раскрыть секрет изготовления айрана, и даже отдать «кавказской пленнице» закваску. Так в России появился кефир — одна из разновидностей айрана.