«Надо срочно выстраивать цивилизованный рынок вместо существующего базара», — считает председатель Московского крестьянского союза Николай СОИН, рассказавший «НВ» о взаимодействии производителей сельхозпродукции и сетевых магазинов.
Последнее время с завидной регулярностью то из одного, то из другого региона поступают сообщения о том, что, мол, торговые сети согласились предоставлять не менее 50, а то и 70 процентов торговых площадей под продукцию местного производителя. И на федеральном уровне то и дело звучат обещания подвести под такую формулу взаимодействия законодательную базу.
Так вот: я в это не верю!
Сам я начинал работать с сетями, когда они только появились. Был почетным поставщиком магазинов сети «Дикси», но по мере роста они в моей продукции перестали нуждаться. Появилась «Азбука вкуса» — поставлял ей огурцы, квашеную капусту и другие витаминные продукты. Увы, и с «Азбукой» случилось то же самое, что и с «Дикси»: как только эта сеть разрослась, мои объемы стали ей неинтересны. Я ушел с этого сектора рынка совсем.
Глубоко убежден: как фермер, индивидуальный предприниматель, в торговую сеть я не смогу попасть никогда. Почему? Потому что сети — это логистика, логистика и еще раз логистика. А фермеру некогда выстраивать логистические цепочки, с хронометром в руках обеспечивая системные поставки своей продукции, как того требуют ритейлеры. Особенно, если речь идет о сезонных видах сельхозпродукции — таких, как овощи и картофель.
Потому-то сети пользуются услугами гигантов-агрохолдингов, типа «Дмитровских овощей», «Тульской нивы» и других. Молоко получают с мега-ферм. Попасть в сеть можно, только работая с такими крупными производителями или с агро-подразделениями самих сетей (таких становится все больше).
Однако специфика производства того же картофеля в России такова, что 84–86% его урожая производят мелкие хозяйства. Понятно, что продавцы не имеют возможности работать с целой армией таких хозяйств, им куда проще прибегать к услугам посредников, скупающих корнеплоды у «частников».
Поэтому сегодня 90% продукции ЛПХ и фермеров проходит через систему посредников, когда с крестьянином всё делается «в черную» — и расчеты с ним, и транспортировка товара, и продажа ее на рынке. Хотя пора признать, что это — серьезная болезнь всей страны, и в ситуации продовольственного эмбарго ее последствия могут быть очень тяжелыми. Для России непозволительная роскошь иметь такую огромную «налого-необязательную» зону, как «черное» сельское хозяйство. Именно из-за него у нас скачут цены, страдает качество продовольствия и сохраняется низкая рентабельность сельских подворий. Поэтому надо очень срочно выстраивать цивилизованный рынок вместо существующего базара.
Говорят, ситуацию изменят логистические центры. А где гарантия, что их тоже не «оседлают» посредники? Во многих существующих ОРЦ это уже произошло: у фермера скупают все на краю поля, чтобы реализовать плоды его труда с необоснованной маржей уже не через рынки, а через логоцентры.
Решение этой проблемы лежит только через кооперацию. Скооперировавшись, фермеры смогут собирать значительные объемы одинаковой продукции и доставлять ее в логоцентр или непосредственно в торговую сеть.
Но такая кооперация возможна только при участии государства и самих сетей. Пока государство не разработает специальные программы, не вложит деньги и не организует процесс — сельхозтоваропроизводитель и торговые сети будут стоять по разные стороны дороги.
Александр РЫБАКОВ
спецкор «НВ»
Фото автора