Вырасти из «коротких штанишек» крестьянам, возможно, помогут своп-контракты по зерну — возможность заключать их они получат уже к концу июля.
Кая пояснил директор департамента товарного рынка Московской биржи (МБ) Михаил Орленко, своп-контракты представляют собой сделки купли-продажи с исполнением в разные даты по одной и той же цене, но только разница между ценами — это стоимость кредита.
По расчетам МБ, ставки по этим контрактам будут максимально близки к ставкам межбанковского рынка. «Механизм биржи более интересен с точки зрения регулирования рынка, чем интервенции», — подчеркнул Орленко. При этом биржевая комиссия составляет 0,25 процентов (25–30 руб. за 1 т). Отмечу, это меньше обычного. Также МБ обязалась предоставлять объективную информацию по стоимости товара на рынке зерна. В торговой системе возможна гибкая фильтрация таблицы биржевых заявок по различным характеристикам зерна.
И.о. гендиректора АО «Объединенная зерновая компания» Марат Шайдаев намерен создать современную экспортно-ориентированную зерновую логистическую инфраструктуру от сельхозтоваропроизводителя до конечного потребителя. Намечено активизировать строительство одного из самых больших в стране предприятий по портовой перевалке — ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов». Особое внимание будет уделено развитию портовой и элеваторной инфраструктуры на Дальнем Востоке — сейчас здесь нет перевалки зерна. При этом стратегия ОЗК предусматривает развитие потенциала компании как агента, обеспечивающего реализацию мер госрегулирования внутреннего зернового рынка. Шайдаев отметил, что на первом этапе функционирования биржи важен обучающий характер, потому что для участников рынка это новый аспект.
У директора департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России Ларисы Селютиной свое мнение на сей счет: «Для нас главная задача — не допустить дискредитации биржевых сделок. Мы работаем в тесном контакте с ФАС».
Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский признался: «Вначале у меня был скепсис по поводу создания биржи. Сейчас я оптимист. Что позволяет этот механизм получать зерновикам? Это — оперативность по всем статьям, оптимизация (поскольку торговля обезличена, то это явное преимущество), преференции в логистическом обслуживании, минимизация рисков». Заслуживает внимания его замечание: «Биржевая сделка сама по себе должна стать залоговой базой для привлечения средств банка, различных фондов».
Впрочем, возникает законный вопрос: почему же международные игроки не приходят на российский рынок? Злочевский ответил: иностранцы опасаются рисков, в том числе и погодных. А на другой вопрос — почему крестьяне не участвуют в биржевых торгах? — Злочевский отреагировал, как Пифагор: «Потому что мы в «коротких штанишках».
«Ну, и как крестьянам из этих штанишек вырасти?» — не отставал я от Аркадия Леонидовича, но Злочевский увиливать от моего напора не стал. «Это вопрос времени, — сказал он. — Для начала ликбез провести. Биржевая торговля — вещь специфическая. Её надо понимать». Как все-таки простому фермеру разобраться в этой специфике? — не унимался я. «Так же, как американскому фермеру удалось». Но в США фермерству почти 250 лет, за это время правила торгов можно выучить, как Отче наш, намекнул я. «Участию в биржевых торгах крестьян надо учить. Государство должно создавать в регионах информационно-консультационные центры», — отозвался собеседник. — С этим у нас швах».
Пользуясь возможностью, поинтересовался у президента РЗС: каков будет экспорт зерна в сезоне 2015/2016 и каковы новые рынки сбыта? Он среагировал сразу: «Экспорт зерна составит 34,5 млн. т — на 2 млн. т больше предыдущего сезона. И это абсолютный рекорд за все исторические времена! Новые рынки сбыта периодически появляются, но мы их не характеризуем рынками (зерно поставляется в 130 стран). На первом месте Египет, на втором — Турция».
На актуальный вопрос, справедливы ли сегодняшние цены на зерно, ветеран РЗС ответил: «Внутренние цены — нет, справедливыми они были бы, если не было пошлины на экспорт зерна. А пошлина создает риски, которые снижают закупочные цены у крестьян. Они практически не обременяют карман экспортеров и ложатся бременем на карман крестьян. Это очень плохо. Справедливая цена, с моей точки зрения, — это цена, которая образуется рынком при нормальных условиях его регулирования».
В общем, биржевые торги входят в жизнь, не спрашивая разрешения. Свои позиции основные игроки рынка высказали. Теперь дело за малым — реализацией этого проекта в жизнь.
Александр РЫБАКОВ
спецкор «НВ»
NB!
КСТАТИ, экспертный совет XI Международного конкурса деловой журналистики «PRESSЗВАНИЕ» высоко оценил творчество Александра Рыбакова и признал его лауреатом в новой номинации конкурса — «Люди и цифры», учрежденной Федеральной службой государственной статистики. Мы поздравляем коллегу с этим успехом и желаем ему дальнейших творческих удач!