«Останкино» отдает концы

Символ советской московской гостиничной эпохи отживает последние дни

«Останкино» отдает концыЯ живу на Малбате (ул. Малая Ботаническая) — в регистратуре поликлиники №12 сходу понимают это сокращение. Моя кирпичная пятиэтажка как раз напротив бывшего 2-го корпуса гостиницы «Останкино», прописанной на Ботанической, 29. На днях вышел из дома, чтобы вынести мусор, оглянулся и… Мать честная! Символ гостиничной московской советской эпохи отдает концы — последнюю кладку рушат. Душа встрепенулась: развернулась и сжалась…

Три корпуса «Останкино» построены в 1955–58 годах. Кто только не живал здесь! Командировочные, гости со всей страны (рядом же ВДНХ), шумные вьетнамцы-торгаши… Рестораны, столовая, почта, билетные кассы ж/д, цветочный магазин — всё ушло под снос.

Согласно проекту ГК «Основа» на месте гостиницы на площади три гектара строится высотный ЖК «Very» с физкультурным комплексом, бассейном и детсадом. В нем планируется разместить около 1700 квартир (примерно 6000 новоселов).

Уходит гостиница, окончательно уходит старый уклад. А я ностальгирую. Много написано о центровых улицах столицы. Но как на окраинах Первопрестольной живут? На Малой Ботанической стоят 24 пятиэтажки, обитает простой работящий народ. Магазины «Пятерочка», «Магнит», в которых пенсионеры расплачиваются не банковскими картами, а по-старому — купюрами. Никаких люксовых ТЦ.

Тихий район, но почему-то вспоминаются такие истории. Известно, блатной народ всегда ошивался возле гостиниц. Многие после отсидки в местах не столь отдаленных (наш район «Марфино»), бывшие афганцы: одноглазый Володька, Витька-афган, Леша-цыган, Сашка-князь… С ними не раз встречался — в дешевой столовке гостиницы отмечали днюхи.

Когда в прошлом веке (в 1989-м) я впервые после обмена квартир нахально вошел во двор между 7 и 9-м домами понюхать пахучей сирени, местные авторитеты, выйдя из кустов, слегка ошалели и потребовали дань. Сходил за «тремя семерками». А когда портвешок кончился, подсевшие местные маруси захотели добавки (за бутылку предлагали даже мини-стриптиз). Вскоре подъехал уазик с мигалкой и в «обезьяннике» красатули исполнили концерт по заявкам. Менты с интересом послушали, потом вынесли отобранную бутылку и нас отпустили. Отделение милиции (полиции) в десятке метров от Малбата и от самой гостиницы. Своих сидельцев знали и не обижали.

Жизнь на Малбате была разнообразна. Здесь не звучали гитары, как на Старом Арбате, но задиристые блатные, накатив винишка, грозились куда-то в сторону центровой улицы Москвы: придите к нам, переставим уши в одно место…Нередко перевоспитывали парней с соседней улицы Академика Комарова за то, что «без прописки» бухали в их дворах.

Лихой мужик Юрка (кажется, с 4-го дома) как-то раз «поцеловал» с десяток легковушек на узком Малбате, пытаясь припарковать свой «зилок» (грузовик ЗИЛ-130). Местные менты обалдели, качали головами. А Юрка хмельно улыбался — хорошо, что машины в те шальные 90-е были недорогие: «москвичи», жигуленки, «запоры». Отделался штрафом.

В 8-м доме жил Миколас Орбакас, супруг Аллы Пугачевой. Простой мужик, малбатовские ухари его уважали и запросто обращались к нему: «Миш, дай пятерку до второго». Я бывал в его квартире. Его миловидная жена Марина (гимнастка цирка, при падении с высоты повредила позвоночник и ходила в спецкорсете), помню, когда я назвал ее Орбакайте (по дочери Миколаса — Кристине), поправила: «Орбакас — я» (семья выехала из Пролетарского района).

А еще был Мурман Давидович (фамилию не помню). Целая эпоха в торговой жизни Малбата. С его появлением улицу Малая Ботаническая, шутили остряки, можно было переименовать во 2-ю Малую Грузинскую по аналогии уже существовавшей в столице тезке — столько земляков сняли здесь квартиры. Сколько раз его торговые точки напротив гостиницы поджигали. В итоге, денежные тузы, видимо, вынудили Давидыча продать площади и сейчас на первом этаже дома — «Магнит». А в моем доме гремят отбойники — готовят площадь под «Магнолию». И новая шутка: не пора ли улицу Малая Ботаническая переименовать в Малую Азиатскую (выходцы из Средней Азии работают дворниками, слесарями и снимают жилье на Малбате).

Со сносом гостиницы «Останкино», олицетворяющей старую гостиничную Москву, Малбат словно осиротел. Еще один столичный уголок уходит в историю. Что день грядущий нам готовит?

«А основательно строили раньше, какие прочные стены, но кому-то, видимо, потребовалась площадь», — посетовал малбатовец на автобусной остановке с сохранившейся надписью «Гостиница «Останкино». Жизнь продолжается в другом русле…

Александр РЫБАКОВ

Фото автора

Похожие статьи

Send this to a friend