К 70-летию Победы изобретатель из Курска создал настольную игру по мотивам Курской битвы.
По натуре Сергей Здоровцов человек увлеченный. После мореходного училища работал механиком в новоросийском порту. После пединститута шесть лет трудился лаборантом на кафедре геофака. Прошел на байдарке по рекам Сейм и Десна от Курска до украинского Чернигова за три недели, преодолев 650 километров. Издавал журнал в Архангельске, руководил кружком в курском центре детского и юношеского туризма…
Сегодня курянин занимается стрельбой из лука, фотографирует и, как много лет назад, изобретает интеллектуальные и развлекательные настольные игры. Таковых уже более 500, из них 26 выпущены известными издательствами и распространены по всей стране. Особое место среди них занимает военная стратегия «Курская битва», разошедшаяся тиражом 5000 экземпляров.
Военная история интересовала Сергея с юности. «Мой дед — танкист, участник Курской битвы, не любил вспоминать о войне, — говорит Здоровцов. — Но в домашней библиотеке хранилось много исторической литературы, военных мемуаров, справочников по тактике, отдельным видам войск. Поэтому, когда в 1978-м на выпускном экзамене в школе попался билет о танковом сражении под Прохоровкой, мне не составило большой трудности ответить».
Спустя много лет курянин разыграл свою «Курскую битву». «Идея создания такой настольной игры пришла, когда я увидел на стене железнодорожного вокзала Курска барельеф с изображением карты легендарного сражения, — вспоминает он. — Чтобы добиться максимальной исторической точности, пришлось изучить немало книг, архивных материалов — с этим помогли сотрудники курского краеведческого музея и краевед Алексей Макарский. В расположении немецких частей разобраться оказалось проще, оно подробно описано. Что касается советских войск, то, согласно разным источникам, одна и та же дивизия могла находиться и в одном корпусе, и в другом, либо вообще относиться к резерву».
На разработку игры ушло больше полугода. Теперь Сергей мечтает создать в Курске патриотический клуб для школьников и студентов, где они в игровой форме смогли бы развивать тактическое и стратегическое мышление. А главное — нашли бы лучшую альтернативу онлайн-играм и «неживому» общению с монитором компьютера.
Населенные пункты, реки, леса, овраги и холмистые участки, обозначенные на игровом поле, точно передают реальную географию местности. Вдоль линии фронта расставляют корпуса, которые потом складываются в армию: в распоряжении игроков все воинские соединения, задействованные летом 1943 года. Остается предугадать намерения противника, не забывая о возможности внезапных вражеских авианалетов, действия разведки и незаметном передвижении резервов.
Каждый ход может занимать до 40 минут, потому что цена предельно высока — победа или проигрыш не только в этой битве, но и во всей войне.
Алексей ПИЩУЛИН
собкор «НВ»
КУРСК