Единственный и неповторимый

Именно так можно сказать об Антоне Буюклы — болгарине по национальности, которого правительство страны удостоило звания Героя Советского Союза спустя 20 лет после его смерти благодаря настойчивым требованиям однополчан.

Единственный и неповторимыйИстория гласит, что за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звания Героя Советского Союза были удостоены представители более 70-ти национальностей СССР и только один болгарин. Возможно, это связано с тем, что в начале Великой Отечественной войны по политическим или иным причинам болгары оказались в числе «неблагонадежных» народов, проживающих на территории СССР. Я же горжусь тем, что этим единственным героем-болгарином был мой земляк, уроженец Запорожской области старший сержант Красной Армии Антон Ефимович Буюклы.

Мир

Антон родился 22-го марта 1915-го года в селе Александровка Запорожской области в семье болгар, переселенцев из болгарского селения Табаки. После окончания школы и до 1934 года работал в родном селе в колхозе. После смерти родителей завербовался на стройку в город Павлодар, работал бетонщиком, экспедитором на заводе имени Дзержинского города Днепродзержинска.

В октябре 1936 года Антона Ефимовича призвали на службу в 52-й Сахалинский морской пограничный отряд. В документах о приеме в члены ВКП(б) указывается, что Антон Буюклы был «красноармейцем, командиром отделения, отличником боевой и политической подготовки. В числе лучших пограничников охранял святыню погранотряда — боевое Красное знамя».

После окончания срочной службы домой Антон не вернулся: работал председателем культурно-политического совета артели точной механики в городе Александровск, затем — председателем артели «Сахалинский транспорт».

Но, видимо, тянуло Антона поближе к привычной, тревожной жизни границы, поближе к парням в зеленых фуражках. С октября 1940 по июль 1941 года он трудился завхозом в подсобном хозяйстве погранотряда. В первые дни Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии, служил на Сахалине в 121-м полевом автохлебозаводе (1941–1942 годы), затем в 165-м стрелковом ордена Красной Звезды полку 79-й стрелковой дивизии.

Война

9-го августа 1945-го года Советский Союз официально объявил войну милитаристской Японии. В этот день части Красной Армии перешли границу на материке, а 11-го августа наступление началось и на острове Сахалин.

На центральном направлении первыми пересекли границу бойцы 2-го стрелкового батальона 165-го стрелкового полка, в котором командиром пулеметного расчета служил старший сержант Буюклы. В первый день Южно-Сахалинской наступательной операции 2-й батальон вел бои за японский полицейский пост Хандаса. Утром 12 августа решительным ударом батальон завершил овладение постом. Но на линии обороны японского Харамитогского укрепрайона (на р. Гильзовка), полк уперся в хорошо оборудованную оборону японцев и понес значительные потери.

Японцы обустраивали свою линию обороны старательно. Амбразуры ДЗОТов были замаскированы валежником, увидеть амбразуру можно было только подобравшись к ней не более, чем на 15 метров, ибо подходы к ДЗОТам были завалены так, чтобы невозможно было развернуться для полноценной атаки. Помимо этого, пространство перед ДЗОТами простреливалось пулеметчиками и снайперами, сидящими на деревьях. Местность также простреливалась из других огневых точек, именно от такого огня в основном и погибали бойцы и командиры.

Подвиг

14 августа 1945 года у железнодорожной станции Котон наступающие полковые подразделения были остановлены сильным пулеметным огнем из дзота.

Единственный и неповторимый
Даже сегодня, спустя почти 80 лет, японские ДОТы и ДЗОТы на Сахалине выглядят очень внушительно.

Командир батальона вспоминал:

«2-й батальон 165-го стрелкового полка наступал на подготовленные и искусно замаскированные опорные пункты противника. Почти для всех солдат, сержантов и офицеров это было одним из первых боевых крещений. Пятая рота в ходе наступления на оборону японцев была остановлена сильным огнем из хорошо замаскированных ДЗОТов.

Особенно сдерживал наступающие подразделения ДЗОТ, расположенный перед центром роты. Попытка подавить его пулеметным огнем, огнем противотанковых ружей и снайперов, успеха не имела. Наша артиллерия получила приказ не вести огонь из-за опасения поражения своих войск. Создавшаяся к этому времени обстановка требовала дальнейшего продвижения роты».

В это время в цепь залегшей роты прибыл его заместитель по политической части капитан Котенко. После ознакомления с обстановкой он обратился к цепи солдат и сержантов с вопросом:

— Кто желает уничтожить в ДЗОТе противника и тем самым обеспечить роте выполнение поставленной задачи?

Многие из бойцов изъявили желание выполнить эту трудную, но почетную задачу. Выбор был остановлен на члене КПСС сержанте Антоне Буюклы.

Это подтверждают и другие свидетели подвига Антона Буюклы. После озвученной замполитом проблемы сержант первый вызвался ее разрешить. А вот каким способом, мнения разделились.

Герой Советского Союза Григорий Светецкий вспоминал это так:

«В этом бою повторил подвиг Александра Матросова воспитанник большевистской партии, наводчик станкового пулемета сержант Антон Ефимович Буюклы. Враг, засевший в дзотах, сильным пулеметным огнем не давал возможности продвигаться вперед. Особенно злобствовал и был неуязвим дзот в кустарнике перед фронтом 5-й роты. Бойцы не могли поднять головы… Буюклы со своим «максимом» по-пластунски двинулся вперед, преодолевая болото, валежник, раздирающий до крови лицо и руки, презирая вой японских пуль, подполз к дзоту и смертельно раненый, собрав последние силы, закрыл его амбразуру пулеметом и собственным телом».

Такая версия событий, как утверждают биографы, сообразуется со свидетельствами других участников. В частности, командир пулеметной роты А. Михайлов, на основании рассказов которого военный журналист А. Ляпин впоследствии написал документальную повесть «Конец «чертовой пасти», описывает подвиг старшего сержанта так:

«К пулемету прикрепили коробку с лентой, к щитку для маскировки — несколько веточек, пучки травы. Антон вытащил противотанковую гранату, проверил ее. Все в порядке. Сработает».

Согласно его версии, Антон Буюклы с помощью веревки перетащил через реку пулемет «Максим», дополз вместе с ним до дзота и, уже раненый, «шатаясь, приподнялся, схватил пулемет и, теряя сознание, придвинул его к амбразуре».

Спустя время появились новые подробности подвига Антона Ефимовича Буюклы. В 1985 году Сахалинским книжным издательством выпущена книга воспоминаний ветеранов «Слово освободителей». На ее страницах участник войны Г. Морозов рассказал, что вместе с Буюклы к дзоту пополз еще один человек:

«У японцев в предполье к Харамитогскому укрепрайону оказалось множество хорошо замаскированных дзотов. Перед одним из них наша рота залегла. Подполз замполит батальона капитан Котенко.

— Кто решится подавить дзот? — спросил Котенко.

Единственный и неповторимый
Памятный знак на месте боя, на берегу реки Гильзовка Смирныховского района Сахалинской области. Установлен в августе 2000 года.

Первым вызвался наводчик станкового пулемета сержант Антон Буюклы. Он покатил пулемет к дзоту. Тут по цепи передали приказ находившемуся рядом со мной бойцу Дубинину ползти с коробками пулеметных лент в помощь Буюклы, а мне с двумя бойцами провести разведку левее дзота. Оказавшись в тылу дзота, мы услышали крики «ура». Вернувшись, узнали, что Антон закрыл амбразуру щитком пулемета и своим телом. Сам он лежал бездыханный, а поблизости находился Дубинин с простреленной навылет грудью».

Благодаря мужеству и геройству, проявленным коммунистом Буюклы, задача роты была успешно и в короткий срок выполнена. Антон Буюклы был похоронен сначала на месте гибели, но чуть позже его останки перезахоронили в братской могиле в селе Леонидово.

О подвиге старшего сержанта командиру стрелкового батальона доложил капитан Котенко.

«Мы сразу же решили представить его к присвоению звания Героя Советского Союза. Материал был оформлен и направлен в штаб полка. Командир полка поддержал наше представление и направил его выше», — напишет позже комбат.

О том, что представление на Буюклы где-то затерялось и не было реализовано, сослуживцы долгое время не знали. А японский населенный пункт Хоэ, после вхождения в состав СССР, был переименован в честь Антона Буюклы. При этом была немного искажена фамилия болгарина — Боюклы. И только в 1965 году советские власти ошибку исправили, переименовав рабочий поселок Боюклы в Буюклы.

После войны

Уже после войны о награждении высшей наградой Союза болгарина Антона Буюклы, повторившего подвиг Александра Матросова, начали хлопотать сослуживцы. В разные инстанции полетели ходатайства. И первым обратился к власти 30 июля 1957 года бывший командир батальона Герой Советского Союза полковник Григорий Светецкий:

«В настоящее время я считаю, что сержант А. Буюклы за свой подвиг заслуживает присвоения звания Героя Советского Союза посмертно и поэтому это представление необходимо оформить повторно».

Ходатайства сыграли свою роль лишь через 8 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом отвагу и геройство» старший сержант Антон Буюклы посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Помимо села в честь Буюклы на Сахалине его именем названы лесопромышленный комбинат, совхоз, теплоход, а также улица в городе Южно-Сахалинске и проспект в городе Поронайске. В селах Александровка и Владимировка Акимовского района Запорожской области жители установили памятники своему знаменитому земляку. Памятник герою установлен и в селе Буюклы Смирныховского района на Сахалине.

Валерий ГРОМАК

Похожие статьи

Send this to a friend