А завернуть селедку будет нечем

Потому что газеты, служившие в этом смысле — исключительно после прочтения! — незаменимым материалом, могут скоро кануть в Лету, как и газетные киоски

Совсем недавно был скромно отмечен День печати. Перенесенный с 5 мая, когда в 1912 году вышел первый номер газеты «Правда», на 13 января, когда в 1703 году вышла первая русская газета «Ведомости». И велено было открывать заведения, в которых собирали людей для чтения газет. Коим бесплатно подавали чай и сладости. Только бы приучить! Но читать газеты после разрушения СССР народ стали отучать и — отучили.

А завернуть селедку будет нечем
Современный читатель (особенно молодой), скорее всего не поверит художнику-карикатуристу, но именно столько газет и журналов выписывали — и, главное, читали! — чуть ли не в каждой советской семье.

Все последние годы по всей стране аккуратно-методично закрываются газетные киоски. Точнее, их закрывают. Или «модернизируют», как модно нынче говорить. А попросту говоря, они начинали торговать всем подряд. И потом все равно закрывались. Или их переносили на менее «проходные» места. Зачастую только пятно на тротуаре напоминало прохожим о некогда стоявшем здесь киоске прессы, и то недолго: был да сплыл…

В 2020 году число газетных киосков сократилось сразу на 11 процентов — это было самое большое сокращение за последние лет семь, своеобразный рекорд. В стране осталось 14,9 тыс. газетных киосков.

За 2022 год их стало меньше на 7,3 процента — на тысячу с лишним. И осталось 13,2 тыс. на всю многомиллионную Россию! В среднем 1 киоск на 10,3 тыс. россиян. В среднем! Массово закрывали газетные киоски в 55 регионах. В лидерах оказались Башкирия и Петербург — 185 и 176 киосков соответственно.

Правда, в нескольких регионах киоски, наоборот, стали открывать. Свезло жителям Московской и Калининградской областей.

Ну, а об итогах года минувшего мы узнаем позже. Но вряд ли стоит сомневаться, что и в прошлом году была закрыта, как обычно, — тысяча, а то и больше киосков… Возможно, был даже поставлен новый рекорд. Судя по тому, что наблюдает население в разных городах страны.

Итак, во-первых: это означает, что резко сокращается число читателей прессы. Если нет возможности купить газету рядом с домом, по дороге на работу или в магазин, то проще вовсе отказаться от покупки газет, журналов. Ездить за ними куда-то специально никто не будет.

Кстати, даже в тех киосках, что еще работают, выбор газет и журналов стал ограниченным. Например, в Белгороде уже много лет ни в одном киоске не купить ежедневную газету «Коммерсант».

Во-вторых, это автоматически тянет за собой падение тиражей печатных изданий. (И новые проблемы для типографий плюс к росту цен на бумагу, краски).

В 1991 году ежедневная газета «Комсомольская правда» из Советского Союза попала в Книгу рекордов Гиннеса за самый большой в мире тираж — 21,9 миллиона экземпляров. Многомиллионными тиражами издавались все центральные советские газеты и журналы. Сейчас это кажется какой-то ненаучной фантастикой! Сейчас тираж «Российской газеты» — 130 с лишним тысяч, и это считается очень и очень приличным! А чуть не полумиллионный тираж еженедельника «Мир новостей» — это и вовсе нечто небывалое, которое все-таки иногда бывает…

Ну, а что делается в регионах, иначе как позорищем и не назвать. Возьмем для примера «Белгородскую правду» — некогда главную газету области, выходившую сначала ежедневно, потом, в начале нулевых, трижды в неделю и к тому же приличным тиражом 50 тысяч экз., насколько помню. Теперь «Белгородка» давно выходит раз в неделю тиражом 6.300 экз., как указывается в выходных данных издания. И такие же скромные, мягко говоря, тиражи в 5–6 тысяч — в какую область ни ткнись…

(Упали и продолжают падать, хотя кажется, что уже и некуда, тиражи и по другим причинам. Но сейчас не об этом).

В-третьих, владельцы киосков — а после ликвидации федеральной сети киосков «Роспечати» (государство умыло руки!) они все стали частной собственностью, как, впрочем, и сами газеты и журналы, — нашли свое решение проблемы.

Все проще пареной репы: надо отменить запреты на продажу в газетных киосках табака, слабоалкогольных напитков, еды… Но чтобы пресса — так уж и быть — занимала не менее 50 процентов ассортимента. Короче, следует приманивать на запах…

А в Петербурге давно и открыто «бизнесмены» получали площадь для торговли печатной продукцией и тут же сами начинали торговать или другим сдавали киоски в аренду для продажи шаурмы, сухофруктов, кофе… В Нижнем Новгороде конкурсы на размещение газетных киосков выигрывали продавцы «чего угодно, только не газет»… Но и это не спасало бизнес.

(Кстати, газеты и журналы у нас теперь за редким исключением — тоже частная собственность. И их владельцы нашли свой ответ на задачу — перекрасили свои издания в «желтый цвет». Это так, для сведения).

Государство словно задалось целью отучить народ от чтения. В том числе — от чтения газет.

Пусть переходит на разжеванное по телеку? Вряд ли перейдет. Доверия к телеящику мало у кого осталось. Скорей, уйдет в Интернет, в социальные сети. Но кто там пишет или показывает? Что пишет или показывает? Зачем пишет или показывает? Совсем не зря ведь называют Интернет «сливной ямой».

В конце прошлого года двух журналисток Telegram-канала «Адские бабки» суд отправил на «отдых» на 4,5 и 5 лет. Их обвинили в вымогательстве миллиона у банкира. Блогера Блиновскую на днях отправили в СИЗО — за нарушение правил домашнего ареста, назначенного ей за неуплату налогов на полтора миллиарда (!) рублей. Господи, да одна «голая вечеринка» блогерши Ивлеевой чего стоит…

Необходимо сказать, что и Интернет «ловится» не везде, и компьютеры есть не у всех. Причем никто не знает, сколько же пользователей у нас в самом деле? В разных источниках называют разные цифры. В 2022 году, например, говорили про 72,7 процента охвата населения, 80 процентов, почти 90 процентов…

А вице-премьер Дмитрий Чернышенко в конце 2022 года объявил: в России — около 130 миллионов интернет-пользователей! практически 90 процентов населения! В общем, только что детки в пеленках не дотянули своих ручек до клавиатуры. И этот же самый Дмитрий Чернышенко ровно через год, в конце 2023-го, сделал новое заявление: пользуются Интернетом почти 100 миллионов россиян!

Следует также упомянуть, что Россия — единственная страна в Европе, где за распространение печатных СМИ надо платить НДС в размере 18 и 10 процентов. В остальной Европе — это всего 1–4 процента.

И что же задумали наши власти? Пока нет ответа. Но время стремительно рвется вперед, страна меняется, геополитическая ситуация меняется. Вспомнили у нас, наконец, прекрасные слова «Родина», «патриотизм», «народ»… Пришла пора вспомнить о книгах и газетах.

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Send this to a friend