С будущего года в Белоруссии хотят запретить использование одноразовой посуды в заведениях общепита. А вы о чем подумали?
В последние дни мы стали привыкать к сообщениям из Минска, больше напоминающим фронтовые сводки. Мир буквально застыл в ожидании, что будет с Белоруссией — последним фактически оплотом бывшего СССР. Тем не менее жизнь в экс-советской республике продолжается и, более того, преподносит неожиданные сюрпризы.
Одним из таковых, безусловно, можно считать решение правительства этой страны запретить, начиная с 2021 года, использование на территории государства, но пока в заведениях общественного питания, одноразовой пластиковой посуды в виде ножей, ложек, вилок, тарелок, стаканов и прочей подобной тары в общепите. Об этом сообщила начальник главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Сазонова на пресс-конференции в Минске.
При этом, как уточнила чиновница, указанный запрет не распространяется на одноразовые пластиковые крышки для стаканов, а также на изделия и предметы, изготовленные из бумаги, картона, дерева и иных материалов природного происхождения.
Целью подобных ограничений, по ее словам, является улучшение ситуации в области обращения с отходами, а где-то — и недопущение их образования, хотя в целом подобные мероприятия проводятся в рамках глобального плана по замещению ныне используемой (чаще всего, пластиковой) упаковки на биологически безопасную.
Само собой, предполагается и экономическое стимулирование тех, кто соглашается уже сейчас уйти от традиционной упаковки. С апреля текущего года меры стимулирования прописаны в Постановлении Совета Министров республики № 708.
«Все знают, что принцип расширенной ответственности производителей действует — производители вносят плату за предстоящую утилизацию. С целью экономического стимулирования данная ставка в отношении производителей и импортеров биоразлагаемой тары была снижена вдвое», — пояснила Ольга Сазонова.
Говорить о конечном сроке, когда страна полностью перейдет на экоупаковку, по словам Ольги Сазоновой, пока рано.
— Проблема такого перехода многогранная, находится в компетенции многих органов управления, и этот процесс должен быть постепенным, чтобы не создавать проблем в экономике, — сказала специалист. — Есть отрасли, для которых добиться сокращения на 30 процентов пластиковой упаковки — это сущий мизер, они могут сократить использование пластика на 40 процентов и больше. А есть отрасли, для которых это неподъемная задача.
Кроме того, продолжила Сазонова, в настоящее время в Евразийском союзе рассматривается возможность ограничения использования полиэтиленовых пакетов в торговых объектах. Белорусская сторона уже инициировала внесение изменений в документы Таможенного Союза, регламентирующих требования к безопасности упаковки. Причем в данном конкретном случае речь идет не только о биоразлагаемой таре, но и о вопросах, касающихся использования современных полимеров, и вопросов использования обычной ПЭТ-бутылки. В целом ограничение может распространиться и на все вопросы использования легких фасовочных материалов.
Возможность изменений будет рассмотрена специально созданной рабочей группой, в которую вошли представители государств ЕАЭС и члены ЕЭК. Ольга Сазонова также сообщила, что сейчас прорабатывается вопрос по ограничению ввоза полимерных отходов на территорию Беларуси, с тем «чтобы республика не превратилась в свалку отходов одноразовых пластиковых изделий».
Тем не менее, как заметил в своем выступлении директор Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Белоруссии Валерий Гончаров, замена пластиковой упаковки на биоразлагаемую не должна становиться самоцелью, ибо, по его словам, далеко не все до настоящего времени знают, что же такое биоразлагаемая упаковка.
«Не является панацеей переход просто на биопластики — нужен раздельный сбор и сортировка мусора, а это и работа с людьми, с переработчиками, и создание условий убежденности в конечном качественном результате. Мало написать на пакете «био», важно обозначить условия, при которых он разлагается», — добавил эксперт.
«И здесь самое главное — начинать с себя, иначе нас не спасут ни ученые, ни промышленники», — также отметил он.
В целом, НАК Белоруссии активно работает над вопросами снижения использования полимерной упаковки путем ее замещения на экологически безопасную, считает заместитель председателя президиума Национальной академии наук республики Александр Кильчевский. По его словам, над решением этой задачи сейчас работает сразу несколько институтов, преимущественно в двух направлениях: получение полилактида из молочной кислоты с последующим изготовлением биоразлагаемой пленки и создание бумаги, способной разлагаться естественным образом.
Так, например, ученые Института химии новых материалов НАН добавляют определенные вещества, которые меняют свойства полилактида — в частности, продлевают срок годности. Работа проводится совместно с Институтом механики металлополимерных систем. Кроме того, предполагается, что в Институте жилищно-коммунального хозяйства НАК в обозримом будущем будет создана лаборатория для оценки биоразлагаемости данной продукции.
Герман НАПОЛЬСКИЙ
собкор «НВ»