Активисты движения «Россия не помойка» объявили 3 февраля днем всероссийского экологического протеста и намерены вывести на улицы жителей большинства регионов страны. По словам инициаторов протестных мероприятий, акция не носит политический характер и дает возможность каждому региону заявить о тех аспектах мусорной проблемы, которые волнуют их больше всего.
Что в этом смысле беспокоит жителей Калининградской области, выяснял наш собственный корреспондент в самом западном регионе страны.
Чем оперирует оператор?
На федеральном уровне вопрос обращения с твердыми коммунальными отходами урегулировали одним махом, приняв новый закон, обязательный для всех: работа с мусором концентрируется вокруг единого оператора, который выбирается по конкурсу. В Калининградской области таким оператором стало региональное государственное предприятие «Единая система обращения с отходами».
С деятельностью нового мусорного оператора калининградцы столкнулись в первые недели нового года: уличные контейнеры переполнены, горы мусора, пакеты, коробки. А кое-где контейнеры и вовсе пропали с привычных мест — их увезли компании, которые занимались вывозом отходов до Нового года. И если сейчас мелкий мусор с горем пополам начали вывозить, то этого не скажешь о крупногабаритном.
Всего в период с 30 декабря по 16 января муниципальные чиновники насчитали 99 контейнерных площадок со скопившимся крупногабаритным мусором.
Многие горожане и сегодня не знают, куда девать мусор. Хотя уже в феврале жители региона получат новые счета-квитанции за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Платить теперь предполагается исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении человек. Для Калининграда установлен тариф на одного человека в многоквартирном доме — это 85 рублей 30 копеек, для индивидуального жилого помещения, дома 127 рублей 69 копеек.
Но и тут — накладка за накладкой. После январских каникул жители нашего дома получили в свой адрес сразу два счета-квитанции из Государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами». Причем с разными лицевыми счетами и разными идентификаторами в ГИС ЖКХ. В квитанции также сообщалось, что если данные в тестовой квитанции указаны неправильно, то следует обратиться в адрес Регионального оператора для корректировки информации. Для этого требуется: копия свидетельства о собственности на жилое помещение или документы их заменяющие (например, актуальна выписка из ЕГРН), справка о количестве проживающих, полученная в управляющей организации (для многоквартирного дома), или выписка из домовой книги (для частного домостроения). С собой необходимо иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность собственника. Представляете, сколько времени придется потратить на то, чтобы, отпросившись с работы, собрать справки, а потом выстоять очередь в офисе оператора? Тем более что, как сообщали калининградские СМИ, оператор единой системы обращения с отходами, разослав пробные платежки по адресам, указал в них несуществующий телефон, а также адрес несуществующего офиса.
Еще более интересный момент — некоторые платежки адресованы… давно умершим людям.
Например, калининградец Николай Акимов получил платежку, которая была адресована его отцу, умершему 10 лет назад. В квитанции также указана и жена покойного, которой тоже уже нет в живых.
— И как к такой организации относиться? — задает вопрос Николай Акимом.
Сторонники и противники
Но чиновники областного правительства считают, что все идет хорошо, а захламленные до неузнаваемости калининградские дворы — мера временная. 15 января 2019 года на пресс-конференции руководитель госпредприятия «Единая система обращения с отходами» (ЕСОО) Алексей Хряпченко заявил, что доволен работой регионального оператора по вывозу мусора в Калининградской области: «Как говорится, первый блин комом, но мне кажется, мы достаточно хорошо и уверенно начали».
Вот так! А от министра регионального правительства Олега Ступина стало известно, что значительно выросший с нового года тариф за вывоз мусора может быть скорректирован только в 2021 году. Но в меньшую или большую сторону он, дескать, пока понятия не имеет.
Тем временем на заседании комиссии по городскому хозяйству депутаты горсовета Калининграда усомнились в эффективности «мусорной реформы» в регионе. По их мнению, у проводимых в области преобразований отсутствует некая главная идея — к примеру, освободить землю от свалок.
Не разделяют оптимизма мусорного оператора и руководители предприятий, организаций, индивидуальные предприниматели. Рестораны, больницы, детские сады, ясли, школы, вузы, театры и кинотеатры, клубы и дискотеки — всем установлен норматив в килограммах, даже если посетителей там совсем не будет.
Власти Калининграда вынуждены срочно анализировать ситуацию с платой за вывоз мусора из детсадов и школ, так как требуется изменения в городском бюджете, поскольку плата существенно выросла. «Мы понимаем, что это расходы муниципального бюджета, который был принят в ноябре прошлого года без учета этих факторов», — отметил мэр города Силанов. «Мы запросили у регионального оператора методику расчетов для того, чтобы посмотреть обоснованность», — добавил он, пояснив, что с 1 января муниципальные учреждения потеряли возможность вывозить отходы своими силами: теперь это могут делать только три официальных перевозчика.
А как в других регионах?
В Нижнем Новгороде тариф для семьи из четырех человек сейчас составляет 180 рублей, планируется его увеличение до 600, то есть, увеличение произойдет примерно в три раза. В Иркутской области реализация реформы пока проходит довольно спокойно: на подготовительном этапе в регионе не дали установить совсем грабительский тариф, снизили до реалистичных показателей норму вывоза мусора на человека, и сейчас тариф ниже, чем в большинстве субъектов РФ. Однако, по сравнению с 2018 годом тариф вырос, ибо рост тарифа заложен в самой реформе. Например, в него включены экологический сбор и НДС, чего не было раньше.
В Волгоградской области депутат Госдумы даже потребовал от губернатора Андрея Бочарова введения чрезвычайного положения в связи с мусорным коллапсом. Громкий мусорный инцидент произошел в Красноярске. Там несколько местных жителей пришли на встречу с мэром города Сергеем Ереминым для обсуждения проблем вывоза отходов, а после того, как чиновник к ним не вышел, отказались покинуть здание городской администрации и выступили с публичными заявлениями, которые были мгновенно растиражированы федеральными СМИ и ресурсами, объединяющими «гражданских активистов».
Отметились в критике «мусорной реформы» и некоторые из глав субъектов РФ. С резкими заявлениями по поводу нововведений выступили губернаторы Ульяновской области Сергей Морозов, врио курганского губернатора Вадим Шумков, глава Якутии Айсен Николаев. Лейтмотив их заявлений — отсутствие в регионах как финансовой (в связи с повышением тарифов на вывоз мусора), так и инфраструктурной (в части подготовки полигонов для вывоза мусора и т. д.) готовности к быстрому осуществлению предложенных правительством мер.
Но главный источник напряженности, по мнению ряда аналитиков, как обычно, связан с тем, что суть реформы была плохо объяснена. Это в очередной раз свидетельствует о значительном разрыве между тем, как живет страна, и тем, как страну видит власть. А у населения все больше и больше складывается мнение, что чиновники пытаются решить проблемы бюджета за счет граждан страны.
В то же время все понимают, что нынешнее состояние с мусором в России надо как-то решать. Оптимальный вариант решения проблемы утилизации мусора — найти способы, как сделать его всенародным делом, как это было в Советском Союзе с макулатурой и металлоломом. Такие способы в принципе хорошо известны из мировой практики.
Валерий ГРОМАК
NB!
ВОПРОС — РЕБРОМ. Как известно, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, согласно новому мусорному закону, получили право на протяжении еще трех лет платить за сбор отходов по старым тарифам и без участия регионального оператора. Невольно возникает вопрос: «А в чем провинилась вся остальная страна?».
NB!
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Верховные власти в отчаянной схватке с мусорным кризисом решили нанести сокрушительный удар, создав единого федерального мусорного оператора — госкомпанию с функциями министерства.
Полномочий новая госмонополия с функциями министерства получила немерено. Она будет готовить проекты законов, распоряжаться бюджетными деньгами и их же осваивать, строить объекты инфраструктуры и оказывать услуги в области управления отходами. Сможет даже входить в капитал компаний отрасли — вплоть до стопроцентного участия. То есть де-факто это будет государственно-коммерческий монстр. Как говорится, со всеми вытекающими…
Обычно новоиспеченным госмонополиям в качестве «подъемных» выделяются из бюджета многие миллиарды рублей — на здание, обустройство, орграсходы, сотню-другую сотрудников с соответствующими окладами. Иначе говоря, затея с экологической госмонополией очень дорого обойдется налогоплательщикам. А вот получится из нее что-либо путное, сказать трудно. Опыта федерального регулирования помоек и свалок в стране нет.