Почему «Удача» плачет?

Сельхозкультуры зарубежной селекции тормозят отечественное семеноводство.

 

Впервые за долгие годы по инициативе Аграрного союза области в Калужском НИИСХ состоялась научно-практическая конференция, обсудившая состояние и перспективы развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в Калужской области. В конференции приняли участие ведущие отечественные ученые-селекционеры: Анатолий Медведев (зерновые сельхозкультуры), Владимир Зотиков (зернобобовые) и Евгений Симаков (картофель).

 

Что посеешь, то и пожнешь…

 

Тон в разговоре задал председатель Аграрного союза области Владимир Сенцов. Он напомнил собравшимся, что в 70–80-е годы, когда в регионе активно занимались селекционной семеноводческой работой, урожаи зерновых доходили до 800 тысяч тонн. Сейчас же, по его словам, примерно на половине всех прежних сельхозугодий все хозяйства региона собирают около 220 тысяч тонн зерновых. Аграриям предстоит вернуть в оборот все земли сельхозназначения. Но тогда встанет вопрос: что сеять и сажать на возвращенных сельхозугодьях? Ведь селекционное семеноводсто в нашем регионе, как, впрочем, и в целом по России, порядком подзабыто.

Главный научный сотрудник Московского НИИСХ «Немчиновка», член-корреспондент РАН Анатолий Медведев подтвердил, что от грамотной селекционной работы в семеноводстве зерновых культур зависит 60–70% успеха. Хотя на конечный результат — их урожайность — влияют и другие факторы. Наши аграрии, подчеркнул Медведев, пока отстают в технологии возделывания почвы, крайне мало используют удобрения, которые при грамотном подходе могли бы значительно повысить показатели. При этом член-корреспондент РАН предостерег от распространенного мнения о том, что, якобы, рекордов урожайности зерновых способны добиваться только южные регионы страны типа Кубани и Дона. «Такие районированные сорта продовольственной пшеницы, как Московская-39 и Московская-56, — считает Медведев, — способны в Нечерноземье показывать урожайность до 100 тонн с гектара. И стоимость этого зерна не будет выше кубанского, особенно если в Нечерноземье использовать технологию notill (технология, при которой почва не обрабатывается и укрывается специально измельченными остатками растений — мульчей. — Ред.).

 

«Дай вам Боже, что нам негоже!»

 

Говоря о «втором хлебе», специализирующийся на картофеле заведующий отделом экспериментального генофонда ВНИИИКХ, профессор Евгений Симаков заметил, что за последние 15 лет количество сортов этой культуры в России выросло в 4 раза и составляет около 420 наименований. Хотя реально в массовом картофелеводстве используются не более 30 сортов, подавляющее количество которых являются сортами зарубежной (в основном голландской) селекции, подчеркивает эксперт.

Но вот что удивительно, обращает внимание Симаков: популярные в нашей стране голландские сорта картофеля (РедСкарлетт, Розара, Импала, Коломба, Роко и др.) неплохо сохраняются, содержат меньше крахмала, что, кстати, положительно сказывается на желающих похудеть, тогда как в Нидерландах они совершенно не культивируются. То есть, голландские селекционеры-картофелеводы в отношении России действуют по принципу «Дай вам Боже, что нам негоже!». А вместе с этими семенами, которые могут попасть в Россию и через третьи страны, к нам завозятся ранее неведомые нам болезни картофеля, как, например, серебристая парша.

Из массово используемых в России отечественных сортов, как считает Симаков, можно выделить лишь Невский, Удачу и Жуковский ранний, причем два последних выведены в Калужской области, в Белоусовской лаборатории картофеля. Впрочем, урожайность картофеля в России пока далека от европейских показателей, предупреждает Симаков. И дело здесь не только в семенах, но и в технологии выращивания, уточняет эксперт. Далеко не все хозяйства, специализирующиеся на выращивании картофеля, располагают передовой техникой на уровне Grimme, например, хотя она собирается, в том числе в Калужской области, в Детчине.

А о таких новых и высокопродуктивных отечественных сортах, как Ариэль, Геракл, Изюминка, Консул и Каприз наши картофелеводы и вовсе ничего не знают. Между тем, эти сорта при соблюдении правильных технологий способны показывать небывалые урожаи — свыше 900 центнеров с гектара! Кроме того, эти сорта обладают хорошей сохранностью, устойчивостью к заболеваниям, отменным вкусом.

Но сегодня в России, к сожалению, нет системы селекционного семеноводства картофеля, потому что нет и соответствующего научного центра. А массовое использование семян зарубежной селекции наносит непоправимый удар по отечественному семеноводству.

 

Игорь ФАДЕЕВ

Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА

Калужская область

(Газета «Весть»)

 

Почему «Удача» плачет?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend