Которые тут временные?

В Дагестане — февральская революция. Временное правительство низложено, десант из столицы взял под контроль финансовые потоки в бюджете и пересчитывает деньги. Это у нас теперь, в XXI веке, вместо взятия почты, телефона и телеграфа. Население тихо радуется…

 

Долго же врио главы республики Владимир Васильев решался — аж четыре месяца. И все-таки вынужден был прийти к выводу: ситуация столь плачевная, что меры надо принимать самые радикальные.

И рано утром 5 февраля в роскошных особняках главы временного правительства, двух министров и одного бывшего прошли обыски и задержания. Уже к вечеру все решилось — оставшиеся на свободе министры были отправлены в отставку. А ведь до выборов президента остается еще полтора месяца, что-то нас ждет впереди!

Обвинение арестантам предъявлено стандартное: хищение бюджетных средств. Суммы мелькают разные, но, честно сказать, не впечатляют — меньше ста миллионов рублей. Однако люди из компетентных органов твердо обещают: это только начало, в смысле — считать только начали.

Пока же стране продемонстрировали стандартные наборы коррупционера — изъятые у чиновников при обысках крупные наличные суммы, драгоценности, оружие, много оружия. (И почему к нему так тянет именно гражданских?).

Больше всего при этом почему-то напирали на «золотой пистолет» премьера Абдусамада Гамидова — позолоченный ТТ с его инициалами. Ну, и что тут такого?

Не он первый, и даже — не второй. Вон у главы Чечни Рамзана Кадырова — «золотой Стечкин». У его двоюродного брата Адама Делимханова, который в Госдуме крепит основы парламентаризма, пять лет назад во время драки с другим депутатом, тоже единороссом Алексеем Журавлевым, из кармана выпал «золотой пистолет». (Вот она, настоящая партийная жизнь!).

С самого начала было понятно: вице-спикера Госдумы Владимира Васильева, в прошлом, кстати, бывшего милиционера, боровшегося с хищениями социалистической собственности, направили в Дагестан совсем не случайно. Собственно, его назначение врио главы уже было сигналом местным кланам: грядет революция! Впервые республику возглавил не кто-то из местных, из представителей трех главных народностей, а «варяг» из Москвы. Принять такое решение президенту было совсем не просто, но уровень криминализации республики достиг таких высот, что оказался вполне сопоставим с глубиной падения в нищету большей части населения региона. Северный Кавказ весь в долгах, даже за электричество не платит. Но самый большой долг за свет — у Дагестана, на конец года он составлял 25 миллиардов рублей. Зарплату за декабрь «наиболее важным категориям населения», как сформулировал Владимир Васильев, нечем было платить, пришлось просить денег у центра… А бывшим членам временного правительства вменяют в вину как раз хищения средств, выделенных из бюджета Дагестана именно на разные социальные программы. Потому сами высшие чиновники республики и живут во дворцах, что деньги, в том числе на переселение людей из ветхого жилья, украдены.

Ну, наконец, было первое, что мелькнуло в голове после этих громких арестов. Когда пару месяцев назад я была в командировке на Северном Кавказе, таксисты (они точнее всех социологов знают все расклады) говорили мне: наконец-то Абдулатипова сняли! Последние годы чиновники воровали просто безбожно, делились вроде ко всему привыкшие коллеги.

Разумеется, в такой ситуации без смены главы республики изменить ничего не удалось бы. Уголовные дела против коррупционеров тянулись при нем годами, но безрезультатно. Например, бывший министр образования, а ныне фигурант уголовного дела Шахабас Шахов, и под следствием, которое все тянется и тянется, неплохо жил. Сотрудникам ФСБ пришлось добиваться, чтобы расследование было передано в центральный аппарат Следственного комитета России.

Депутат Госдумы Ризван Курбанов, отвечая на вопросы журналистов, сказал: проверки должны быть проведены не только в отношении членов правительства, но и руководителей правоохранительных и контролирующих органов, которые годами закрывали глаза на многомиллионные хищения.

Да «правоохранителям» и некогда было. Случайно так совпало или как раз смена власти помогла доведенной до отчаяния женщине предать, наконец, огласке правду о своей страшной мучительной жизни. Почти весь прошлый год ее, жену полицейского, насиловали девять полицейских. Они приезжали в селение Новочуртах по ночам, когда муж был на дежурстве, издевались над женщиной, снимали все на мобильники… Так она «расплачивалась за ошибки мужа по службе», как было сказано его начальником.

Что-то еще после этого надо добавлять, какие нравы царили в республике? Да в дикое средневековье провалилась она!

И только еще один вопрос: а местные депутаты, эти народные избранники, почему молчали? Не знали, что происходит у них под носом? Или не хотели знать? Не сказать ведь, что уж такие ленивые, неактивные. Их законодательные инициативы мгновенно облетали страну.

Члены Народного собрания Дагестана внесли в Госдуму законопроект о введении единой отметки, которой избиратель может показать свою волю. Проще говоря, в бюллетене все должны ставить только знак «+», и чтоб никаких там галочек… Или вот внесли в Госдуму законопроект, разработанный по инициативе Рамазана Абдулатипова, о лишении гражданства России террористов. Конституцию не читали? Там ведь прямой запрет на это: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Кстати, теперь по-другому глядится и история с членом Совета федерации от Дагестана Сулейманом Керимовым. Совсем не вдруг, бросив свой кабинет, рванул он во Францию, где и был арестован 20 ноября по обвинению в отмывании денег, уклонении от уплаты налогов, в незаконном ввозе во Францию от 500 до 750 миллионов евро. Правда, сидеть ему в бывшем отделении гестапо в Ницце пришлось совсем недолго — выпустили под залог сначала в 5 миллионов, потом увеличив эту сумму до 40 миллионов евро. Пользуясь своим положением, сенатор получил информацию, что перемены в республике грядут всерьез и надолго? И помчался на месте проверить состояние своих дел?

Итак, революция, о необходимости которой давно уже говорили дагестанцы, свершилась. Хотя… Да какая тут политика? Одна чистая уголовщина. Главное, чтобы украденные у народа деньги нашли и вернули республике. И чтоб в других регионах страны не ждали люди годами и десятилетиями освобождения от ига коррупционеров.

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

 

1Arest v Dagestane_COLOR

 

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend