НЕдетские времена

Похоже, старые лозунги, защищавшие единственно привилегированный класс, сорвали и выбросили на помойку

НЕдетские времена«К сожалению, сегодня строительство детских здравниц не ведется, а капитальный ремонт осуществляется в минимальных объемах», — заявила глава Совета федерации Валентина Матвиенко в конце 2016 года. Увы, с тех пор так ничего и не изменилось. Верней, не изменилось в лучшую сторону…

Лозунг «Дети — единственный привилегированный класс!» сорвали и выбросили на помойку.

Если раньше для детворы строили дворцы, то теперь ее и в подвал никто не пустит! Дворцы власть строит теперь для себя. В 2010 году в Екатеринбурге с помпой открыли новую резиденцию полпреда в Уральском федеральном округе: трехэтажный дворец в стиле XIX века, больше 12 тысяч квадратных метров на 64 чиновника (утвержденный штат), для «релаксации» — бильярдный зал… По оценке экспертов, ухлопали миллиард с лишним!

В кружки и спортивные секции, которые были бесплатными и для всех, теперь могут ходить только те, чьи родители платежеспособны. Таких, увы, меньшинство…

У наших детей отняли нормальное счастливое детство. Многие родители не могут дать детям даже летом по-настоящему отдохнуть, набраться сил. Это тем более горько, что есть, с чем сравнить — их отцы и матери еще хорошо помнят собственное детство, пионерский лагерь, в котором многие проводили и две — три смены. А теперь не могут наскрести денег даже на пару недель отдыха…

А на бумаге все выглядит вроде бы пристойно. Если не вдаваться в детали, не сравнивать…

У нас более 45 тысяч летних лагерей, в них отдохнут 5,8 миллиона детей, отрапортовала весной 2019 года теперь уже экс-министр просвещения Ольга Васильева.

(Напомню: 2019 год был последним «мирным», доковидным, потом началась пандемия. Потому и сравниваем с ним.).

Все так. Да не так, если знать: в стране детей школьного возраста было 15,6 миллиона. Значит, только каждый третий мог попасть в летний лагерь. Это раз. 75 процентов лагерей — почти 34 тысячи! — из разряда школьных. Это два. Но даже и таких становится из года в год меньше.

И значит, никакого отдыха и «оздоровления», пользуясь чиновничьим новоязом, на самом деле не было и не могло быть. Имел место дневной присмотр за детьми — всего лишь. При этом следует учитывать, что 65 процентов детей провели то лето дома и никуда не выезжали.

Вот и получается, что более 10 миллионов школьников лета не увидели. И в разных регионах картина одна и та же. Есть только одно-единственное исключение — все дети города Тулуна в Иркутской области, сильно пострадавшего от наводнения, летом 19-го прекрасно отдохнули за счет государства.

А что имеем нынче? Всего в стране детей от 6 до 17 лет — более 20 миллионов.

Смогут отдохнуть в летних лагерях только 6 миллионов детей — это по одним официальным источникам. По другим — более 4 миллионов. Вице-премьер Татьяна Голикова тоже официально говорила о не менее 5 миллионах. А по словам министра Сергея Кравцова (тоже официальным), отдохнут в лагерях 5 миллионов, причем это включая детей из Донбасса.

Никто не спорит, им отдых нужен больше всех, и мы должны помогать своим, русским. Но это значит, что мест для российских детей будет еще меньше.

В вопросе, сколько в стране лагерей — тоже путаница. Голикова назвала цифру 38755. В Минпросвещении сообщили: всего будет задействовано в летней оздоровительной программе около 38 тысяч организаций. Но это на 7 тысяч меньше, чем в 2019 году. И потом, неизвестно, сколько из них — настоящие летние загородные лагеря, а сколько — дневные, при школах.

Особо следует сказать, что ограничены будут возможности для отдыха детей в регионах, граничащих с Украиной. Например, в Белгородской области не откроют лагеря в приграничных районах.

Бесплатных или с символической доплатой путевок — «от работы», как это было при Советской власти, практически уже нет.

После развала СССР предприятия разорялись, захватывались в частную собственность, и загородные пионерские лагеря оказывались брошенными, а затем прибранными чьими-то жадными руками.

Ну, а по еще сохранившимся лагерям такого типа в 2010 году (когда единый социальный налог был отменен) государство нанесло ошеломляющий удар: Фонд соцстраха перешел на новый принцип работы, и оздоровление детей страховым случаем отныне не признавалось. А потом началась борьба «Росимущества» с т.н. непрофильными активами предприятий, в числе которых оказались и бывшие пионерские лагеря.

Таким образом, система детского летнего отдыха, доставшаяся в наследство от Советской власти, была окончательно разрушена.

С тех пор каждое лето повторяется одно и то же: детвора сидит дома, лето проводит на улице, в лучшем случае — на садовом участке.

Денег, чтобы купить своим детям летний отдых, у большинства родителей нет.

Семьи с детьми оказались в «совершенно тяжелой ситуации», говорят в Росстате, опираясь на свои цифры. Более 80 процентов бедных в России — это семьи с детьми. Еще тяжелей тем, у кого их двое. 24 процента семей с двумя детьми — нищие. Или как принято выражаться у чиновников, находятся за чертой бедности. Так звучит приятней для их уха.

И при этом государство бьет тревогу, что пик рождаемости сместился у нас к 30 годам, а немалое число пар вовсе не хотят иметь детей. Что это? Глупость? Лицемерие?

А теперь прикинем, может ли эта беднота купить своим детям летний отдых?

Руководитель Союза организаторов детского активного туризма (есть у нас и такая организация) Марина Ненарокова огласила цифры: цена путевок эконом-класса сейчас — 55–60 тысяч, премиальные лагеря еще дороже — от 75 тысяч. И речь идет всего-то о 2-х неделях отдыха, иногда 3-х.

Причем разброс цен та-а-кой… В Тульской области 10 дней пребывания на базе «Ока» — с 27 июня по 7 июля — стоит 74,9 тысячи, в «Зеленой тропе» побыть с 26 июня по 3 июля стоит 92,9 тысячи. В Подмосковье 1 неделя в лагере «Пиксель» в июле обойдется в 32,5 тысячи…

Все очень сложно с лагерями у моря. Многие родители боятся отправлять детей в Крым из-за опасений за их безопасность. Да и там тоже цены скачут: путевка в «Лучистый» стоит более 56 тысяч, в санаторий «Энергетик» под Анапой — 99,8 тысячи… А про отдых детей за границей и говорить не будем, равно как и о плохой Советской власти, при которой смена в пионерском лагере продолжалась месяц и практически ничего не стоила родителям — платили профсоюзы и предприятия.

Да еще нынче возникли проблемы с возвратом части потраченных родителями денег.

(Почему-то чиновники употребляют английское кэшбэк, будто у нас все знатоки английского… Господи, да родным русским не владеют!).

Уже заканчивался февраль, а Минпросвещения сообщило: средства на возмещение в бюджет на 2022–2024 годы не заложены. И только 10 марта правительство приняло решение, что программа будет действовать и в этом году, но с 31 марта. Однако дело в том, что вносить предоплату за ребенка надо за 90 дней, и получается, что июнь выпадает из программы. А эксперты еще в начале года говорили, что стоимость детского отдыха за год уже подорожала в среднем на 15–25 процентов…

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Send this to a friend