Казалось бы, такое абсолютно исключено — а вот случилось. Два мирных митинга в Москве полностью лишили доверия и уважения силовую вертикаль, десять лет бесконтрольно и далеко небескорыстно владевшую страной.
Власть в России не сменилась и вряд ли скоро сменится – но править по-прежнему уже не получится. И воровать по-прежнему – тоже. Страна стала другой.
И власти, чтобы удержаться, тоже придется стать другой.
Политологи на очень хорошей зарплате убеждают нас, что альтернативы Путину нет, что, если уйдет силовая команда, к власти придут отмороженные националисты – и тогда России конец. Мне эта страшилка кажется сильно преувеличенной. Реальную силу потенциальных могильщиков страны показал второй митинг протеста – 24 декабря. Вся российская и мировая пресса сообщала о ста тысячах демонстрантов на проспекте Сахарова. Но ведь в тот же день в Москве были еще четыре митинга. Зюганов, поскребя по сусекам, собрал три тысячи коммунистов, послушать Жириновского пришло тысячи полторы, поклонник Сталина Кургинян на Воробьевых горах пугал оранжевой революцией по заказу ЦРУ пятьсот слушателей, а националисты привлекли под свои знамена триста соратников, включая журналистов и полицейских. Приблизительно таков нынче расклад предпочтений.
Конечно, я понимаю, что триста молодых людей, азартных, шумных и хорошо организованных, легко могут вывести на улицу три тысячи своих сторонников, может, и пять. Такая орава вполне способна напугать пожилых таджикских дворников. Но штурмовать Кремль им вряд ли по силам. К тому же у националистов нет ни единого сколько-нибудь популярного или хотя бы известного лидера. Вокруг лозунга «Россия для русских» осторожно кормится несколько средненьких политиков, но их нельзя принимать всерьез: стоит измениться ветру, и эти «патриоты» перебегут хоть в космополиты. Живой пример Дмитрий Рогозин – тоже ходил в националистах, пока не пообещали перспективный казенный пост. Да и большинство россиян вряд ли привлечет идея отсечения Кавказа и создания этнически однородной республики Русь, полностью равноправной с республикой Бурятия и Ханты-Мансийским национальным округом.
Мне кажется, и декабрьские выборы, и декабрьские митинги показали только одно: миллионы россиян достали чиновные жулики и воры, нагло растаскивающие все, что плохо лежит – от нефтяных денег до избирательских голосов. Митингующие не пытались создать новую партию. А движение «Честная Россия» стремится не к пересмотру Конституции, а к соблюдению Основного закона страны. И призыв «За кого угодно, кроме Путина» носит не столько политический, сколько моральный характер.
Совсем недавно у «альфа-самца» была несомненная поддержка большинства. Она бы и сохранилась, если бы… Если бы у «национального лидера» от избытка власти не поехала крыша. Мягко, но неуклонно отжимая у народа его права, Путин поставил ловушку самому себе.
Ведь демократия – это нервная система государства. Когда мы облокачиваемся на раскаленную плиту, нерв мгновенно дает команду: убери локоть! Конечно, больно, зато рука будет цела. Отменив выборы губернаторов, подчинив чиновникам все телевизионные каналы, выдавив из парламента реальную оппозицию, Путин лишил себя обратной связи со страной. Не последней каплей, а последним ведром, опрокинувшим и без того шаткую чашу народного доверия, стала циничная «рокировка» внутри тандема и афера на думских выборах.
Ни в том, ни в другом смысла не было: чем грозил силовой корпорации второй срок Медведева или коалиция в Думе вместо абсолютного большинства? Да ничем серьезным. Увы. … Когда полковник посещает солдатскую столовую, ему не обязательно класть ноги на стол, но уж очень хочется – вдруг прокатит? Не прокатило.
Тем не менее, мне кажется, что на выборах в марте победит все-таки Путин хотя, наверное, во втором туре. У оппозиции нет признанного лидера. Не случайно в Интернете возникают совсем экзотические варианты, вроде провинциальной целительницы, отставного генерала и бывшего издателя, полтора десятилетия назад выгнанного с работы за воровство. Даже если противники кандидата власти наберут большинство, оно раздробится между Мироновым, Прохоровым, Зюгановым и Жириновским. Сколько-то отгрызут другие кандидаты, чьи фамилии запоминать не обязательно.
Но граждане страны не зря выходили на площадь. И четвертого февраля выйдут тоже не зря. Даже если люди во власти удержатся на своих местах, их власть уже не будет прежней. Твердо запомнят, что в России есть народ. И хамить ему не стоит. Чревато!
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ | писатель, публицист
____________________________________________________
РЕВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ. Начало ей положили прокатившиеся по городам и весям народные манифестации
В статье Владимира Путина, опубликованной в «Известиях», в числе других тезисов есть и такой: «Постоянно повторяющаяся в истории проблема России — это стремление части ее элит к рывку, к революции вместо последовательного развития.
Между тем, замечает автор, не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперед и ниспровержения без созидания».
С этим тезисом можно согласиться, если иметь в виду, прежде всего, социальные революции. Они обходятся обществу дорого, обычно сопровождаются кровавыми событиями и часто не приносят результатов, к которым стремились их организаторы, а тем более – народные массы, принимавшие в них участие. Но ведь наука говорит о том, что развитие общества не происходит только эволюционно, некие скачки неизбежны. Они могут происходить и независимо от нашего желания или нежелания. И кто будет отрицать плодотворность, скажем, научно-технической революции? Думаю, что и массовое сознание может развиваться не только эволюционно, замедленно, но и претерпевать взрывные моменты. Быть может, что-то подобное, какой-то важный всплеск в общественном сознании России мы наблюдаем и сейчас.
Что представляется самым существенным? Известнейший ученый, историк и литератор Н. М. Карамзин говорил о людях России, что «они превзошли всех в терпении, ибо считали власть государеву властию божественною и всякое сопротивление беззаконием», — так он, в сущности, объяснял наше холопство, психологию безропотного подчинения власти. В этом смысле мне и кажутся существенными те перемены, что наметились в сознании граждан. Болотная площадь в Москве стала символом пробуждения чувства достоинства российского гражданина. Прозвучали лозунги, суть которых как раз в том, что мы не хотим больше чувствовать себя холопами, не желаем, чтобы нас считали быдлом, не потерпим, чтобы в стране что-то важное делалось вопреки нашим желаниям и даже просто без нас, ибо мы уже по рождению должны быть хозяевами в своей стране. Да, нам необходимо государство, так устроено современное общество, что в нем существует власть в форме нескольких ее ветвей. Но разве она должна быть над нами, а тем более – против нас? Она может быть только от нас и ради нас. Мы и только мы все вместе должны создавать эту власть и направлять ее действия к нужным нам целям, контролируя каждый ее шаг.
Кандидат в президенты сознает, что «мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения», что «двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан». Он предлагает нам, гражданам страны, диалог «о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных перспективах». Попробую сформулировать свой ответ.
Сейчас президент, как главное звено российской государственной власти, вместе с федеральным собранием и правительством определяет меру нашей свободы и ответственности, уровень нашего благосостояния, правила поведения. Я считаю (не хочу говорить за кого-то еще), что все должно быть наоборот: прежде всего я, вместе с моими родственниками, друзьями, коллегами и соседями должен определять, какими правами и полномочиями наделить президента, думцев, правительство. Равно как, и то, кому доверить все эти роли. Я вместе с другими гражданами должен назначать и оплату им, как нанятым нами работникам. Вот эта-то простая суть власти народа как раз сейчас и утеряна!
Всем известно, что президентская власть уже который раз передается чуть ли не по наследству (не зря у нас фигурировало понятие «семья», а теперь – «тандем»). Мы вроде бы участвуем в выборах, но это вы, власть имущие, навязали нам многочисленные их правила, то поднимая, то опуская планку прохождения в Думу, то затрудняя, то облегчая регистрацию партий, запрещая образование избирательных блоков и самовыдвижение граждан на руководящие посты, назначая тех, кого нужно выбирать, даже лишая нас права голосовать против всех! Вы и зарплату себе назначаете, по сути, сами, а думцы даже пенсии получают по иному закону, чем все остальные граждане и многократно больше их. Как будто их труд важнее и сложнее, чем, скажем, труд шахтера и нефтяника, крестьянина и военного.
Мне кажется, что в этом и должна состоять революция общественного сознания: в осмыслении того, кто в нашем общем доме хозяин, и в избавлении всех граждан от холопского сознания, а тем более – положения. Очень надеюсь, что эта революция уже начинается. И важно способствовать именно такому повороту событий.
Александр ВОЛКОВ | доктор исторических наук