Актуальная «Варшавская мелодия» на фестивале «Окно в Европу» студента ВГИКа.
Решением жюри 26-го фестиваля российского кино в Выборге «Окно в Европу», в конкурсе короткометражного кино «Окно в интернет» победил фильм «Послевкусие» по мотивам пьесы Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Режиссер фильма Георгий Заозерский — студент режиссерского факультета ВГИКа, ученик Владимира Хотиненко.
Мой интерес к этому фильму, прежде всего, вызван обращением молодого человека к послевоенной истории любви польской студентки Гели и винодела Виктора и к музыке одного из лучших композиторов современности Алексея Айги. Музыка Айги звучит с первых кадров фильма, и сопровождает историю до конца.
Режиссер Георгий Заозерский не упоминает в фильме Москву, в которой встретились и полюбили друг друга герои пьесы Зорина, потому что и город, и год, и страна, и война, и политика стали чем-то мистическим, ушедшим и призрачным. Больше нет таких автобусов, разве только в кино и на старых открытках, нет молодых парней с высшим образованием, которые бы всю ночь разгружали вагоны для того, чтобы сделать подарок девушке… И, увы, редко встретишь девушку, которая бы сочетала в себе нежность и гордость, красоту и ум, чувственность и здравый смысл. Эту редкую девушку из прошлого изумительно играет актриса Ксения Щербакова. Признаюсь, раньше я не знала об этой актрисе, которую ни с кем нельзя сравнивать и от которой невозможно оторвать глаз. Нет больше и Закона о запрете браков граждан СССР с иностранцами, о котором напоминает режиссер в финале картины.
Основное действие фильма происходит в комнате героини, с книгами в старых переплетах, с патефоном и виниловыми пластинками, не кричащими светильниками и с той особой атмосферой уюта, которую создавали люди после войны. В фильме есть атмосфера, — послевоенная атмосфера, есть чувства, — настоящие чувств, и есть магия музыки, изображения. Оператор Антон Мирович передает ценность каждого мгновения. Кадры в картине досконально продуманы и самодостаточны. Создателям фильма, на мой взгляд, на примере героев удалось показать, как за короткий промежуток времени кардинальным образом меняется мир — и внутри нас, и снаружи.
Удачным видится мне и название картины «Послевкусие». Зритель с первых минут и до конца понимает, что он — свидетель чужой жизни, другой истории, что все, что он видит — в прошедшем времени, но он ощущает вкус того времени, его цвет и музыку.
Кстати, о цвете. Насыщенные краски — праздничное платье цвета «индиго» на героине, бардовые туфли, которые ей подарил Виктор, красный патефон, огни новогодней ночи гармонируют с дымкой, туманом, флером ночи. Каждое путешествие не проходит бесследно, если это настоящее путешествие, а не очередная фальшивка. В случае с фильмом Георгия Заозерского — путешествие настоящее и своевременное. Фильму не откажешь в актуальности. Он — красивый, потому что в нем красивые люди, красивые чувства, красивая ночь.
Александра ШЕСТАКОВА