Опасная «физра»?

О том, как предотвратить гибель российских детей на уроках физкультуры, размышляют эксперты.

 

В минувшем учебном году на уроках физкультуры погибли 211 российских школьников. В эту официальную статистику, обнародованную на заседании в Совете Федерации главой Минобрнауки Ольгой Васильевой в октябре, наверняка не включили печальные случаи, имевшие место уже в начале нынешнего учебного года.

 

Так, 7 сентября в городе Ачинске ребенку стало плохо на уроке физкультуры. 13-летнего подростка успели доставить в городскую больницу, однако спасти школьника не удалось. 19 сентября на уроке физкультуры скончался 14-летний восьмиклассник в городе Димитровграде Ульяновской области. Как выяснилось, мальчик страдал заболеванием сердца. И подобные случаи происходят с удручающей регулярностью.

Как считает председатель Ассоциации учителей физической культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля города Москвы, заслуженный учитель РФ Наталья Назарова, тема безопасности детей на уроках физической культуры муссируется далеко не первый год. При этом нередки случаи, когда родители сваливают на уроки физкультуры то, что случилось с ребенком вне стен учебного заведения, а, скажем, во время следования домой. «Оно и понятно, ведь дети склонны обличать всё немножко по-другому», — добавила Наталья Назарова.

Отнюдь не помогло решению этой проблемы то, что в течение весьма длительного времени учитель соответствующей дисциплины вообще не знал, какой диагноз у ребенка, так как вместо конкретного его обозначения для школы стал писаться лишь некий код.

— Самый опасный для уроков физкультуры период — это первый класс, когда всему еще научить надо, 5-й, когда осуществляется переход в среднюю школу, а также выпускной период. И одним днем здесь всё не решишь, если не будет устойчивого координационного совета по соответствующим проблемам.

В СанПИНах (Санитарные правила и нормы. — Ред.) досконально прописано все, включая, сколько квадратных метров площади положено на одного человека. Но из-за нехватки педагогических кадров и ресурсов это положение редко где исполняется. Порой в одном спортивном зале могут заниматься, к примеру, второй, восьмой и одиннадцатый классы, а иногда и три разных учителя. Ну, и о каком соблюдении санитарных норм здесь можно говорить? — отметила Наталья Назарова.

Кроме того, считает эксперт, отнюдь не способствует безопасности детей на уроках физкультуры и отказ от существовавшей раньше практики, когда с 1-го класса и хотя бы до окончания базовой школы физкультуру вел один учитель, который досконально знал возможности каждого воспитанника.

— Ведь как у нас обычно происходит? — продолжает размышлять Наталья Назарова. — Если происшествие унесло жизнь ребенка, виноват тот, у кого это произошло. Хотя в таких случаях (они затрагивают глубинные проблемы) надо еще разбираться и разбираться.

Цифру 211 (именно столько школьников погибло на уроках физкультуры в минувшем году. — Ред.) уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова назвала угрожающей и подрывающей национальную безопасность страны.

— То есть, считайте, что одной школы у нас уже нет, — говорит она. — Главная проблема — отсутствие квалифицированных педагогов, которые бы разбирались в группах здоровья. У нас ограниченное количество факультетов, выпускающих специалистов соответствующего профиля.

Ксения Мишонова добавила, что в эту цифру — 211 погибших школьников — входит достаточно большое количество случаев гибели детей от неправильно установленных спортивных сооружений — футбольных ворот, турников и другого инвентаря. «То есть, нередко дети погибают от падения футбольных ворот. В Московской области большой травматизм от старых конструкций. У нас каждый глава муниципалитета отвечает за футбольные ворота вне зависимости от того, где установлены», — отметила Ксения Мишонова.

Кроме того, виной небезопасных занятий спортом, по ее словам, стал и общий перегруз детей.

— Они работают по 12 часов, то есть — больше педагогов. Сначала 7–8 уроков, потом кружки, потом дополнительное образование, потом родители их гонят еще куда-то. Дети опустошены, не говоря уже про физические нагрузки», — добавила Ксения Мишонова.

По ее словам, есть вероятность, что уже в будущем году информация о заболеваниях детей, об их диспансеризации, будет передаваться не только родителям, но и автоматически в школы.

Сопредседатель Национального родительского комитета, ведущий психолог МГТУ им. Н.Э. Баумана Юрий Оболонский первой задачей с целью минимизации фактов гибели детей на уроках физкультуры видит образование не самих школьников, а преподавателей.

«Это очень важно, — считает эксперт, — потому что у нас в преподаватели идут по остаточному принципу. Хотя надо понимать, что преподаватель физической культуры — это не человек «со стороны», каковым является герой фильма «Физрук», а высококлассный специалист. Он должен не просто учить выполнять те или иные физические упражнения, он должен быть и педагогом, и психологом, и медиком», — отметил Юрий Оболонский.

Для решения проблем, по его словам, Национальный родительский комитет предложил такую инициативу, как наличие у каждой школы центра здоровьесберегающих технологий.

— Хватит экономить на здоровье наших детей! — не сдерживая эмоций говорит Юрий Оболонский. — В образовательных учреждениях должны работать профессиональные учителя физкультуры, медики и психологи. Последние, кстати, все чаще нужны не только детям, но и учителям, которых увозят вместе с травмированным ребенком — с инфарктом или инсультом.

 

Ольга КИТАЕВА

 

Опасная «физра»?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend