Корреспондент «НВ» попытался понять, быть или не быть Екатеринбургу столицей России.
Не так давно в общество была «вброшена» идея о возможности переноса столицы России из Москвы в Екатеринбург, которую вполне серьезно обсуждали многие государственные мужи и политические деятели.
Вот почему, оказавшись на днях в Екатеринбурге, я не мог не поинтересоваться у жителей уральской столицы, как принято называть бывший Свердловск, насколько жизнеспособна эта идея.
— О чем вы говорите?! — буквально обескуражила меня Елена П., одна из местных жительниц, недавно прикупившая по случаю жилье еще и в Москве и попросившая меня не называть ее фамилию по причине того, что она человек в области известный. — Наша столичная выпендрежность граничит с такой замшелой провинциальностью, что диву даешься, как это может совмещаться в одном городе.
Так что мое твердое убеждение: статус российской столицы нам не нужен. Здесь и без того огромные пробки, заторы на дорогах. Но это полбеды. У многих жителей слишком завышенная самооценка, при этом мышление… ну, никак не соответствует столичному, а уж менталитет и подавно. Случай с попыткой теракта, совершенного одним придурком во время второго Екатеринбургского кинофестиваля, когда он на машине протаранил вход в кинотеатр «Космос» в знак протеста против планируемого показа фильма «Матильда» — тому зримое подтверждение. Я общалась со многими своими знакомыми, они этот поступок даже диким и преступным не считают! Как будто, так и надо. Разве это не показатель пещерного мышления?
Я не стал оспаривать «особое» мнение Елены, решив, что на настроении моей собеседницы сказалась депрессивная погода, стоявшая в Екатеринбурге, и поспешил пообщаться с молодежью в лице студентов.
— Мы только и думаем, как после окончания учебы уехать из этого города, — ошарашили меня сразу несколько человек своими заявлениями.
— Нигде на нормальную работу не хотят брать, нужен блат, «волосатая рука», социальные лифты не работают, какая там столица, провинциальный город ниже среднего уровня, — говорили девушки, явно не страдающие «квасным патриотизмом».
А вот бывший губернатор Свердловской области, ныне сенатор Эдуард Россель, с которым также довелось пообщаться, сказал, что часть столичных функций Екатеринбург вполне мог бы осилить. Можно было бы, например, перевести сюда некоторые из министерств и ведомств, какие-то корпорации. Это оживило бы жизнь города, да и Москву разгрузило. Но вот полностью переносить сюда столицу России, конечно, неразумно, считает г-н Россель.
— Город наш за последние годы разросся, много людей приезжает из соседних регионов, понятно, что недовольных своей жизнью, социальным статусом хватает, вот потому и слышали вы такие разговоры, — убеждал меня сенатор. — Но если бы вы поговорили с рабочими Уралмашзавода или Уралвагонзавода, уверяю, мнения были бы другие. Рабочий класс, в отличие от интеллигенции, не столь критично относится к своему родному городу. И был бы не против передачи ему части столичных функций.
Такие вот разные и противоречивые мнения бродят в умах жителей города, названного кандидатом «номер один» в новые столицы России.
Андрей ДМИТРИЕВ
NB!
Напомним, что глава наблюдательного совета при Институте демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов заявил Владимиру Путину, что Московский регион вобрал в себя почти пятую часть населения России, страна «гиперцентрализирована», поэтому столицу можно перенести за Урал. Мэр Москвы Сергей Собянин в ответ заявил, что идея Крупнова «гениальная», и подчеркнул, что «и раньше чиновников ссылали в Сибирь и на Восток, но менее затратным способом».