Куда убежало молоко?

Есть ли повод тревожиться за судьбу самого целебного напитка в России.

 

В последние дни Интернет запестрел сообщениями о якобы тревожном положении с производством молока в стране, о возможных перебоях с его поставками на прилавки магазинов. Кто здесь прав, а кто — нет, разбирался аграрный обозреватель «НВ».

 

Правда состоит в том, что в России, действительно, зафиксирован дефицит молока, который, по разным оценкам, составляет от 7 до 8 миллионов тонн. И об этом откровенно говорят руководители отрасли.

Так, по итогам 2016 года уровень самообеспеченности молоком и молочной продукцией в стране снизится до 78,9%, что на 11,1 процента меньше показателя, предусмотренного Доктриной продовольственной безопасности.

Перечисляя причины дефицита этого целебного напитка, председатель правления Союзмолоко Андрей Даниленко загибает пальцы: «Рост цен. Падение спроса. Большой импорт из Белоруссии (она покрывает 90 процентов возникшего дефицита молока. — Ред.). Качество и безопасность продукции. Много фальсификата».

— Но есть же и плюсы, — мой собеседник улыбнулся. — Разработана программа по поддержке племенного животноводства, радуют высокие закупочные цены. В среднем поддержка государства молочной отрасли в 2016 году выросла на 44 процента по сравнению с 2015 годом. Это радует. Остается только сожалеть, что не удалось в полной мере реализовать программу введения 5-процентных льготных кредитов. Главная проблема: слишком мало денег отпущено на эту программу, а те средства, что отпущены, размазаны тонким слоем по регионам.

Не склонен драматизировать ситуацию и министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Он уверен, что в течение пяти ближайших лет Россия может сократить импорт молока до 5–10 процентов. Этого, по его словам, можно добиться, в том числе за счет реализации мероприятий господдержки молочного скотоводства, на которые в текущем году предусмотрено порядка 26,7 млрд. рублей. Кроме того, для стимулирования инвестиций в отрасль увеличивается размер компенсации капитальных затрат на строительство ферм с 20 до 30 процентов.

— Наша задача, — говорит министр, — построить к 2020 году 800 молочных ферм со средней продуктивностью до 6 тыс. кг молока, сегодня же доля молочных ферм с поголовьем более 800 коров составляет всего 4 процента. А поголовье молочного стада в личных хозяйствах будем сокращать и дальше, ибо в иных семьях корова дает столько же молока, сколько… коза. Нужно ли нам такое стадо?

Государство, по словам министра, намерено всячески поддерживать коллективные фермерские хозяйства (КФХ), надои молока в которых за прошлый год выросли на 4 процента. С этой целью размер гранта для таких хозяйств в наступившем году увеличен до 30 млн. рублей.

В общем, подытожил Александр Ткачев, «если задействовать все имеющиеся резервы, к 2020 году мы получим дополнительно 5 млн. тонн молока, а в целом по стране 36 миллионов тонн» (для сравнения: производство молока в 2015 году составило 30,8 млн. тонн, на этом же уровне оно сохранилось и в 2016-м. — Авт.).

Что касается молочной «экспансии» со стороны Белоруссии, то министр сельского хозяйства России заметил: «Мы с большим уважением относимся к нашим белорусским коллегам. Они показали нам мастер-класс. Это маяк, на который мы должны ориентироваться, и в ближайшие пять-семь лет двигаться в этом направлении. Поэтому задача — перевооружать наше производство».

Что и говорить, нелегкие времена ожидают товаропроизводителей. Ведь Минсельхоз, судя по всему, намерен круто закручивать гайки, чтобы достичь показателей Госпрограммы-2020 по производству молока. Тогда, по-видимому, и слухи о перебоях с целебным напитком останутся только слухами.

 

Александр РЫБАКОВ

спецкор «НВ»

 

NB!

 

Что будет с ценами и с нами

 

Как считают в «Союзмолоке», пиковый уровень цен на сырое молоко, который обычно приходится на февраль-март, в этом году может достичь отметки 25,5–26 рублей без учета НДС (хотя мы помним, что в августе-декабре литр молока стоил около 24 рублей). При этом аналитики успокаивают, что в предстоящий весенне-летний период, когда начнется так называемый сезон большого молока, произойдет снижение цен. В результате, по итогам года молоко подорожает на 5–7 процентов. Выше цены вряд ли поднимутся, ведь терпение покупателей не безгранично. Да и выборы президента на носу — вряд ли власть допустит социального взрыва.

 

Куда убежало молоко?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend