Стоп, кадры

Августовские события в России, как часы: точно показывают время, в котором мы живем…

 

В древние века во время Олимпийских Игр стихали все сражения. В нашу эпоху все наоборот. Именно во время пекинских Игр мы начали битву с грузинскими агрессорами. Сразу после сочинской Олимпиады в Крыму появились «вежливые зеленые человечки», умело агитирующие за референдум об отделении полуострова. И вот теперь, во время Игр в Рио, в Крыму появились диверсанты.

 

Но бури за пределами России — лишь отражение кремлевских потрясений. Поэтому нам так дьявольски интересно, что происходит там, за Кремлевской стеной, у которой покоится прах многих хозяев России. А интересно потому, что очень хочется знать, в какое время мы будем жить: в сталинское, брежневское или в искрометную эпоху товарища Андропова.

Впрочем, иного, кажется, уже не дано. После просмотра спектакля «Прощание Иванова» (сиквел «Я устал, я ухожу»), стало очевидно, что Волгоград скоро переименуют, и Иосифа Виссарионыча ждет второе пришествие. Речь, конечно, не о реставрации сталинизма, но о единоличности власти.

Ясно, что нынешний курс на омоложение личного состава, о котором так долго говорили политологи, становится очевидным. Иосиф Виссарионович тоже ведь постепенно вытеснял из политического поля тех, кто помнил его бойцом, во имя революции грабившим банки. Тех, кто звал его Коба, и мог войти в кабинет без доклада. И вообще, старые друзья негативно влияют на нимб, который уже давно греет голову.

И ведь это не только неудобства и попирание субординации, но еще и опасность. Вот в университете Иллинойса товарищи ученые изучили опыт 148 диктаторов, правивших с 51-го по 90-й годы, и потерявших власть не добровольно. И, внимание, оказалось, что лишь 11 из них потеряли власть в результате народного восстания! При этом абсолютное большинство, 117 вождей, были свергнуты их же соратниками. Выходит, друзья в 10 раз опаснее оппозиции!

Наступление на соратников началось недавно. Все были поражены, когда прошли обыски в здании Федеральной таможенной службы, которой руководил Андрей Бельянинов. Он тоже когда-то был разведчиком и работал с Владимиром Путиным в ГДР. Понятно, что как один из самых его близких друзей, он считался неприкосновенным. А тут — обыски на службе и даже дома. С демонстрацией по телевизору неприличной суммы в разных валютах, найденных у главного таможенника в коробках из-под обуви.

Похоже, что отставка с позором — самое изысканное блюдо, которое подается прежним друзьям в нынешнем августе. Вот и руководителя администрации президента Иванова проводили на очень диковинный пост — спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Такие вот проводы. Без ордена, без приличной должности, с робким признанием: «я сам попросил об отставке». Вот так обошлись с человеком, которого готовили в президенты, но в последнюю минуту предпочли Медведева…

Тут очень важно, а на кого меняют? Вместо Сергея Иванова на пост главы президентской администрации назначен Антон Вайно, 44 лет, внук последнего партийного руководителя Эстонской ССР, кадровый дипломат (работал в Японии). Он профессиональный аппаратчик и абсолютно не публичный человек. Иначе говоря, отныне президентская администрация уже не будет играть роль орготдела ЦК КПСС. Теперь Путин в Кремле не просто главный. Но — единственный.

Наверно, теперь можно улыбнуться в сторону тех, кто предсказывал падение режима. Уверенная перестройка механизма власти говорит о ее жизнеспособности. И глядя, как президент старательно готовится к 18-му году, уже сложно сомневаться в том, кто на будущих выборах победит.

А не любопытно, что смена парадигмы власти происходит не после выборов, а накануне? То есть, от народа, и это продемонстрировано, ничего не зависит.

Главное, товарищ, не промахнуться мимо урны.

 

Акрам МУРТАЗАЕВ

 

NB!

 

Мнение колумнистов «НВ» может не совпадать с точкой зрения редакции еженедельника.

 

Стоп, кадры

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend