Только не в том смысле, какой вкладывал в свои знаменитые строки украинский кобзарь Тарас Шевченко.
Сегодня Днепр ревет и стонет не от могучести своей, а, скорее, от боли. Мало кто знает, что с 2003 года в первую субботу июля отмечается Международный день Днепра. Он был установлен по инициативе экологов, еще тогда забивших тревогу: третью по величине реку в Европе надо спасать общими усилиями, иначе ее ждет гибель.
Сегодня этой тревоги не только не поубавилось — ее стало во сто крат больше, о чем и рассказал корреспонденту «НВ» директор Института проблем природопользования и экологии Академии наук Украины, доктор технических наук, профессор Аркадий Шапар.
— Образно говоря, Днепр гниет, — говорит ученый. — Хотя уже не образно — так и есть наяву. Сток воды в Черное море за последние несколько десятилетий уменьшился вдвое. Из-за бездумных и варварских вырубок в прибрежной зоне подземные источники, наполняющие русло, превратились в поверхностные и заглушаются илом. По наблюдениям биологов, наличие в воде сине-зеленых водорослей по причине всеобщего обмеления возросло в миллионы раз!
В летние месяцы они покрывают свыше 90 процентов водохранилищ слоем в несколько сантиметров. В результате в воде резко уменьшается содержание кислорода, из-за чего массово гибнет рыба. Во многих приднепровских городах и поселках люди буквально задыхаются от «цветения» реки.
— Все это сказывается и на фауне?
— Самым непосредственным образом. Много видов рыб и других представителей подводного мира находятся на грани вымирания или вообще исчезли. К примеру, водившиеся когда-то в Днепре осетровые шли на нерест за несколько сот километров. Однако затем все пути им перекрыли дамбы. И повсеместное обмеление катастрофически уменьшило среду обитания. К тому же зачастую бесконтрольный сброс в Днепр отходов производства настолько повышает в нем содержание вредных веществ, что все живое гибнет от этой отравы.
— Как же можно спасти реку?
— Мы бьем во все колокола, но чиновники предпочитают не слышать этих сигналов и не отвечают на наши конкретные предложения. Между тем, данную проблему давно пора признать общенациональной, составить конкретные планы по очистке основного русла и его притоков, профинансировать весь комплекс работ. Проведя скрупулезные исследования и расчеты, мы пришли к крайне неутешительному выводу: некогда могучий и величаво несший свои воды Днепр может уже через 200–300 лет прекратить свое существование из-за сплошного заиления. Потомки нам этого не простят.
Добавлю к сказанному, что, хотя в разговоре со мной ученый деликатно обошел эту тему, далеко не секрет, что в интервью некоторым другим СМИ Аркадий Шапар предлагал и такой кардинальный способ спасения Днепра, как снос всех плотин на реке (на ней построены шесть больших водохранилищ — Киевское, Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское и Каховское. — Ред.)
Построив эти плотины, считает Шапар, тогдашняя власть сделала большую ошибку: «хотели добиться большого экономического эффекта, а получилось наоборот». Поэтому, уверен ученый, «сегодня нужно это ошибку исправить и снести плотины. Нужно на государственном уровне принять программу постепенного возвращения экосистемы Днепра в природное русло».
За это жесткое предложение Шапар был не единожды и справедливо бит (слава Богу, не в прямом смысле) оппонентами, но ведь существуют и другие точки зрения.
Так, представитель Приднепровской академии строительства и архитектуры, доктор биологических наук Григорий Шматков не питает особых иллюзий по поводу «возрождения» Днепра, который, по его мнению, уже потерян как река, а вскоре может быть потерян и как водоем.
«Техногенное и антропогенное загрязнение Днепра и его бассейна носит глобальный характер. Необходимо на региональном и государственном уровне разработать специальные экологические программы по спасению Днепра и приступить к их выполнению, иначе через несколько десятков лет мы получим не реку, а грязное болото», — заметил Шматков.
Петр ТЕРЕЩУК
КИЕВ
NB!
КСТАТИ, из-за того, что водохранилища на Днепре мельчают, а течения — почти нет, вода в реке сильно прогревается, что, по мнению ученых, создает идеальные условия для размножения сине-зеленых водорослей. А они поглощают кислород, выделяя, в свою очередь, токсины двух видов: одни поражают нервную систему, другие «бьют» по печени. При этом растения бурно размножаются, поскольку в воду попадают фосфаты. Эти вредные вещества содержатся почти во всех стиральных порошках, продаваемых в республике, тогда как во многих странах ЕС они запрещены.
Вопросов, в общем, хоть пруд пруди, а ответа — того единственного и вразумительного — до сих пор нет. Стало быть, и восхищаться этой некогда красивой рекой вслед за другим великим писателем, Николаем Гоголем, мы, увы, не можем. Ибо уже не чуден Днепр ни при тихой, ни, тем более, при сегодняшней социально-экономической и политической погоде в стране. Вот о чем надо думать нынешним украинским правителям, вместо того чтобы тратить миллионы и миллиарды гривен на бессмысленную войну с собственным народом.