По мере приближения парламентских выборов в Южной Осетии все острее и содержательнее становятся внутриполитические дискуссии о путях наиболее эффективного развития республики, укрепления ее суверенитета.
На этом фоне все очевиднее становится бесперспективность прозападной ориентации нового руководства Грузии, не признающего сложившиеся реалии в регионе, что, конечно же, не способствует укреплению здесь режима безопасности и взаимного доверия.
Почему, спрашивается, официальный Тбилиси всеми средствами затягивает подписание соглашения о неприменении военной силы в отношениях с суверенными соседями, как не стремлением зарезервировать за собой это «право». В этом контексте обращает на себя внимание недавнее заявление председателя грузинского парламента Давида Усупашвили о том, что «интеграция в НАТО жизненно необходима для Грузии», поскольку это, дескать, «повысит гарантии нашей безопасности».
В свою очередь Брюссель явно подыгрывает реваншистским амбициям тбилисских властей, пытаясь влиять на их внешнеполитические ориентиры демагогическими обещаниями о призрачных шансах быть «обогретыми» в семье атлантистов. Сами же руководители Грузии, делая хорошую мину при плохой игре, убаюкивают себя и народ республики, тем, что «США, НАТО, страны ЕС и другие прозападные международные организации» могут оказать им «существенную поддержку в деле улучшения отношений с Россией». Но такая позиция, даже если она и искренняя, ведет в тупик.
Атлантические стратеги, то ли по недомыслию, то ли с провокационной целью, чтобы подставить в первую очередь своих тбилисских подшефных, в самый разгар зимней Олимпиады в Сочи, в условиях нарастающей внутриполитической напряженности в Киеве высадили в середине февраля в Тбилиси в полном составе Военный комитет НАТО (ВКН), состоящий из начальников генеральных штабов участников альянса. Можно не сомневаться в том, что именно вашингтонские политики явились инициаторами проведения этого выездного заседания ВКН в формате «28+1», что дало повод экспертам национального портала «Новости-Грузия» подчеркнуть «особую значимость этого события не только для вооружённых сил, но и для всей страны».
Действительно, генералы НАТО впервые в Тбилиси в течение двух дней обсуждали «варианты подключения Грузии к системе североатлантической безопасности». Состоялись и встречи председателя Военного комитета НАТО генерала Кнуда Бартелс с президентом, премьер-министром и министром обороны республики, но, судя по всему, ни к чему, «особо значимому» эти аудиенции не привели.
Кроме того, что грузинское руководство получило возможность еще на некоторое время потешить себя иллюзиями о том, что заявленный процесс адаптации республики к членству в НАТО приобретает, якобы, «качественно иные, необратимые формы», хотя серьезных оснований для этого по существу не появилось. Ведь в Тбилиси должно быть хорошо известно о том, что многие европейские участники альянса не в восторге от подобной перспективы, поэтому поддержку своим планам грузины ищут и находят не в Брюсселе, а в Вашингтоне.
Но ведь Грузия, полагают западные эксперты, временно может быть востребована Вашингтоном, конечно же, не как военно-политический партнер, а как удобный стратегический плацдарм на постсоветском пространстве для оказания давления на Россию и другие государства Содружества, как своего рода коридор, по которому проходят важные нефтяные и газовые коммуникации, которым войска НАТО готовы «гарантировать безопасность», то есть взять под свой контроль.
Западная печать отмечает, что американцы продолжают воспринимать Грузию в качестве возможной зоны транзита и тылового плацдарма на случай военной операции против Ирана. Именно с таким прицелом Вашингтон выделял деньги на реконструкцию военных аэродромов в Вазиани и Марнеули, а также порта Батуми, именно в этих целях американцы навязали тбилисским властям в 2009 году соглашение о «стратегическом партнерстве», действие которого никто не дезавуировал до сих пор.
Следуя стандартам НАТО в военной сфере, ориентируясь на чуждые политические ценности, разрушив вековые дружественные отношения с соседями, грузинские власти собственноручно подрывают суверенитет собственного государства, не получая взамен никаких серьезных гарантий безопасности, даже эффективной поддержки антироссийской политики во времена того же политического авантюриста Саакашвили.
В Брюсселе неоднократно давали понять, что не намерены напрягать отношения с Москвой из-за политических амбиций тбилисских властей, что там никогда не воспринимали Грузию в качестве равного и полноценного партнера, а всего лишь как инструмент для достижения эгоистических целей в Евразии. Правда, Вашингтон время от времени подбадривает грузинские власти своими кредитами на приобретение вооружения в знак признательности за участие Грузии в операциях НАТО в Афганистане. Ведь тбилисские власти выделили самый многочисленный воинский контингент в состав Международных сил содействия безопасности — в Афганистане под ружьем почти 1700 военнослужащих из Грузии. Янки очень довольны тем, что власти Тбилиси не накладывают никаких ограничений на использование грузинского контингента, потери которого превышают число погибших военнослужащих из других стран НАТО. Как известно, 29 грузинских солдат и офицеров уже не вернутся домой, но Тбилиси уже изъявил готовность оставить своих бойцов в Афганистане и после завершения миссии альянса в 2014 году. Напомним, что 2300 грузинских военных участвовали и в военной операции США в Ираке, а некоторые из них потом были использованы в военной агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года.
Большинство граждан Грузии отрицательно воспринимает перспективы членства страны в военно-политическом западном блоке. Опрос общественного мнения функционерами даже Национально-демократического института США (NDI) в Грузии показал, что более 70 процентов населения этой республики выступают за «восстановление добрососедских отношений с историческим союзником Россией, что имеет бесконечно большее значение, чем вопрос об уровне и характере отношений с американским НАТО».
А вот грузинские верхи, игнорируя общественное мнение, твердят, что курс страны на вступление в НАТО остается прежним. Вдохновленный, очевидно, пребыванием военного комитета НАТО на грузинской земле, президент Георгий Маргвелашвили сообщил, что готов предоставить территорию республики для вывода войск коалиции из Афганистана и выразил надежду на то, что «на следующем саммите НАТО в Уэльсе в сентябре усилия Грузии получат соответствующую оценку членов альянса и это обеспечит переход к новому этапу в отношениях заинтересованных сторон». Забыл, видимо, уточнить, что рассуждения о «новых этапах» отношений альянса и Тбилиси продолжаются уже восемь лет. В Брюсселе тоже продолжают лишь твердить об «открытых дверях» в блок, но с одной оговоркой — только для подготовленных и достойных, а не для тех, кто имеет территориальные претензии к соседним государствам.
Западная печать замечает, что атлантическом статусе Грузии временно заинтересованы могут быть лишь США и «младоевропейцы», но никак не государства «старой Европы», которые не станут потворствовать уязвленным амбициям грузинских верхов, пока те не осознают сложившиеся на Северном Кавказе географические и политические реалии.
Шота РУСТАМОВ
обозреватель «НВ»