Чита-Хабаровск и обратно

Павел Гутионтов
Павел Гутионтов

Сказочное новогоднее путешествие семьи Банзаракцаевых

 

Как известно из официальных сообщений, Путин встретил 2014 год в Хабаровске за одним столом с пережившими наводнение жителями Дальнего Востока и военными, помогавшими ликвидировать последствия стихийного бедствия. Оттуда же транслировалось почти на всю страну его новогоднее обращение к россиянам. Но подробности такого нетрадиционного для нашей страны поздравления президента стали известны лишь накануне Рождества. 6 января «Вести» выпустили в эфир телесюжет, в котором рассказали о том, что осталось 31 декабря за кадром.

 

Идея благородная: пусть с опозданием, но подправить несколько смазанное первое впечатление, для чего показать, что осталось за рамками официальной хроники, сделанной торопливо и суетливо, малоубедительно и формально. Стыд и позор — президент в кругу счастливых избирателей, звучит Гимн, а слов, оказывается, никто не знает. И ладно народ (с этим, как известно, не повезло, ничего не поделаешь, приходится терпеть), но сам-то, сам — музыка звучит, какие-то голоса вразнобой, а он стоит с плотно сжатыми губами. А ведь, казалось бы, не чужд вокальному искусству, на благотворительных концертах выступает с успехом, что ж главная песня страны не поется?

За кадром, действительно, осталось многое. Авторы неформального репортажа постарались добавить человечинки, не лишенной и высокой символики: а давайте, неожиданно говорит президент, когда я закончу, все вместе проскандируем — Рос-си-я!.. Рос-си-я!.. И предлагает: порепетируем?

Рос-си-я!.. Рос-си-я!..

И — счастливый пресс-секретарь Песков, чью оргработу по выстраиванию картинки президент инициативно взвалил на собственные плечи. Этому репетиция так понравилась, что даже кулак с большим пальцем вверх выбросил: отлично, мол, ребята, молодцы.

А по дороге в Хабаровск президентский самолет сделал незапланированную остановку в Чите: Владимир Владимирович забрал с собой семью сержанта-контрактника, единственного погибшего летом во время борьбы с наводнением, непосредственно на борту угостил чаем с пирожными, не утерпел, вручил заранее детям подарки и даже запустил с младшим из них радиоуправляемую машинку.

Очень получилось трогательно. Пресс-секретарь Песков и тут вполне мог бы большой палец показать, если б его, конечно, и в этот кадр пустили.

Но обошлись без Пескова, не стали разрушать интимность обстановки в салоне: президент в домашних джинсах, за столом — только дорогие гости. А рядом (не забудем) съемочная группа, которую на борт № 1 все-таки допустили. Что ж, ребята шанс не упустили, уникальные кадры зафиксировали. Потом с телеэкрана ведущий с горделивой скромностью скажет: нам удалось (!) получить этот сюжет…

Серьезная творческая удача!

Но вот о чем подумалось. Семья Баира Банзаракцаева, как я потом прочитал в газете, от президентского приглашения поначалу отказалась. Отчего же? Я не поверил, уточнил в Интернете, все так и есть: из Читы до Хабаровска можно добраться только через Москву! Сначала, значит, до Шереметьева, там пересадка, и обратно, опять же через всю страну, на Восток. Сутки в пути.

Проследите маршрут, у кого есть, на глобусе. Впечатление, обещаю, непередаваемое.

Вот и пришлось президенту собственный самолет незапланированно посадить в Чите. Потому что иначе как в компании с президентом нормальному человеку оттуда до Хабаровска не добраться. Хотя на том же глобусе расстояние отнюдь не выглядит непреодолимым.

И в этой связи меня больше всего волнует вопрос: а как семья Банзаракцаевых (шесть человек отправились в это рискованное путешествие) возвращалась из столицы Дальневосточного округа домой, назад?

Президент в тот же день из Хабаровска улетел по своим делам, в Чите больше не останавливался. А обратный путь к родному дому еще более сложен: сначала посадка в аэропорту Толмачево (это Новосибирск), потом — до той же Москвы, потом — обратно. И один билет, между прочим, стоит 34 тысячи рубликов. Понимаю, что платить из своего кармана Банзаракцаевым не придется, но все-таки?

Путь попроще — железной дорогой, по Транссибу, выдающемуся техническому достижению еще царской России. Есть хабаровский поезд, а можно подсесть на фирменный Владивосток — Москва. Те же сутки в пути, и билет, если ехать плацкартом, всего четыре с половиной тысячи на человека. В купе, конечно, подороже — десять с половиной. Ну, понятно, детские билеты дешевле…

Все равно — много, вам не кажется?

А уж от Читы до родного поселка, надо думать, Шойгу опять вертолет даст…

И самый экзотический способ — это по автомобильной трассе «Амур», торжественно открытой в 2010 году. Строили дорогу в общей сложности сорок четыре года (если считать с перерывами). Сразу после открытия корреспондент «Газеты. Ру» организовал автоэкспедицию из конца в конец, я нашел в Интернете его старый отчет, и снимаю шляпу перед мужеством журналиста.

«…Вдоль дороги примерно через каждые 50–100 километров встречаются небольшие очаги поселений. Это покосившиеся убогие, серые домишки, очевидно появившиеся здесь еще два-три века назад. Жизни в них не видно.

Машины на пустынной дороге ездят крайне редко — в среднем не более 30–40 авто на сто километров в обоих направлениях. В основном это большие фуры, часто груженые праворульными иномарками… На легковушках едут в основном перегонщики на праворуких японках, машины часто еще с транзитными номерами и обернуты скотчем.

Инфраструктуры на протяжении всей дороги практически нет. На первых 300 километрах встретились всего две кустарные бензоколонки. Водители заправляются здесь только в крайнем случае — бензин низкого качества и разбавлен то ли водой, то ли еще чем-то. Машины после такой заправки начинают задыхаться и глохнуть. Однако зачастую другого выбора не остается.

Жутко представить, что может произойти с путником, если на трассе закончится топливо или машина сломается. Водители ставших здесь авто могут ждать помощи более суток. Здесь нет связи, ГИБДД пока трассу не патрулирует. Мобильники не ловят практически на всем протяжении дороги. Именно в этих краях местные жители месяц назад зверски убили, а затем сожгли мотопутешественника Алексея Барсукова. Роковая поломка мотоцикла вынудила байкера искать помощи в этой глуши. По одной из версий, его хотели просто ограбить, по другой — он отказался пить с местными, за это его и сожгли…»

Ну, и главное. Как считает отчаянный путешественник, прошедший новую двухтысячекилометровую трассу, прорубленную сквозь тайгу, «более четверти пути уже требует капитального ремонта».

Этот капитальный ремонт с 2010 года — состоялся ли?

То есть, вариант с автодорогой да еще лютой зимой я бы Банзаракцаевым не посоветовал. Здесь тоже лучше всего ездить все с тем же президентом: он, если помните, эту трассу от Хабаровска до Читы преодолел лично, за рулем, на трех канареечных «Ладах» с одинаковыми номерами и в сопровождении кортежа из еще полутора, что ли, сотен машин охраны и прочего обеспечения.

Вот это — способ надежный.

…Но в любом случае подробный и честный репортаж о возвращении домой семьи погибшего сержанта после встречи Нового года в компании президента мог бы стать, мне кажется, сильной иллюстрацией к проблеме Дальнего Востока, к проблеме выплаты долга государства населяющим этот огромный регион согражданам.

Пиарщики, придумавшие креативное хоровое исполнение патриотического слогана «Рос-си-я!», хлеб свой едят, разумеется, не даром. И конечно, можно к следующему разу заставить людей назубок выучить-таки слова объединяющего всех нас гимна, можно и президента уговорить эти слова выучить, но, боюсь, даже это окажется недостаточным. И даже грядущие победы в олимпийском Сочи, где-то на другом конце глобуса, на роль единственных скреп державы — подходят вряд ли.

 

Павел ГУТИОНТОВ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend