Как кровоточащие раны…

Фильм Айжан Касымбековой «Мадина» раскрывает проблемы женщин современного Казахстана, и не только его

Режиссер Айжан Касымбекова сняла драму о молодой женщине, которая столкнулась с унижением и попранием своих прав, казалось бы, в цивилизованном обществе.

Как кровоточащие раны…Полнометражная картина ярко обнажает глубинные, кровоточащие проблемы-раны современной женщины в Казахстане. А проблем в Казахстане сегодня предостаточно. Статистика гласит, что из общества никуда не ушли сексуальные домогательства и изнасилования. По некоторым данным, больше половины казахстанских женщин сталкиваются с домогательствами на рабочем месте, а девочки подвергаются приставаниям как в школе, так и за ее пределами.

Другой острой проблемой остается незаконный вывоз женщин и девушек за рубеж и продажа в сексуальное рабство. Ежегодно в Казахстане похищают до 5 тысяч женщин в качестве невест. В настоящее время в стране остро стоит вопрос соблюдения прав девочек, так как 5% несовершеннолетних девочек в возрасте 15–19 лет насильно выдаются замуж или похищаются для брака. В Казахстане повсеместно распространено моральное и физическое насилие над женщинами.

Главная героиня фильма по имени Мадина, которую бросил мужчина, пытается добиться справедливости в суде. Она хочет и имеет полное право привлечь к социальным выплатам биологического отца. Мадина терпит откровенные насмешки со стороны мужчин-представителей юридической сферы, получает угрозы от родственников своего бывшего партнера. Мадина преподает танцы в местном Доме культуры, куда порой врываются либо братья, либо женихи ее учениц с оскорблениями и требованием закрыть танцевальную секцию. В этих сценах мужчины больше напоминают разъяренных дикарей, чем нормальных людей … Мадине приходится подрабатывать в ночном клубе и терпеть неприкрытые, сальные, плотоядные взгляды пьяных мужчин-посетителей, а также домогательства. Но это ситуация безвыходная. Молодая женщина заработает деньги, ей надо содержать дочь, брата, бабушку.

Мадина одинока, не уважаема, и лишена в обществе всяческой поддержки. Но не это стало главной драматической кульминацией в картине. Младший брат Мадины, который мечтает уехать в Америку, признается сестре, что все его попытки «убежать от себя» — это лишь желание забыть о том, что с ним произошло в детстве. А в детстве, когда ему было семь лет, его изнасиловал родственник. Насилие сломало мальчику жизнь, все его попытки забыться, скрыться от воспоминаний — напрасны. У мальчиков психика не столь гибкая, как у девочек, и насилие, которое они пережили в детстве, рано или поздно ломают судьбу.

Мадина пытается защитить брата и едет на свадьбу к родственнику, где во всеуслышание сообщает гостям и родственникам (а их триста человек) о том, каким подлецом является человек, собравший их на свадебное торжество.

— Для казахов свадьба святое мероприятие, — комментирует действие героини исполнительница главной роли Мадина Акылбек (на снимке), — и конечно, такая правда для насильника станет несмываемым позором, потому что именно на свадьбе раскрылся его мерзкий поступок. Я не знаю, останется ли с ним в дальнейшем его невеста, как будут относиться к нему его родственники и друзья, но его жизнь уже не останется прежней. Моя героиня поступила так, потому что в свое время она не смогла защитить свои права, но у нее получилось отстоять честь брата. Для нее это был переломный момент.

Заключительный кадр, в котором Мадина после эпизода со свадьбой падает в бассейн — символичен. Так героиня хочет смыть с себя всю эту тяжкую грязь, страх, страдание. Очистить свое сознание от воспоминаний…

Картина заканчивается открытым финалом, брат уезжает в далекую страну, Мадина остается с маленькой дочкой и пожилой бабушкой. Что ждет молодую женщину в стране, полной нерешенных проблем, — неизвестно.

Казахстанская актриса Мадина Акылбекова снимается в кино и работает в театре более 15 лет. Недавно она была приглашена представить свой фильм на Международный фестиваль театра и кино «Амурская осень», который прошел в Благовещенске. За исполнение главной роли в фильме Мадине Акылбековой был присужден приз «За лучшую женскую роль».

Анжела ЯКУБОВСКАЯ

Похожие статьи

Send this to a friend