Советская Украина воспитала не один десяток славных защитников Отечества. О двух из них рассказывает ведущий персональной рубрики Валерий ГРОМАК
На побережье Азовского моря в южной части Запорожской области расположен небольшой Приморский район. В селе Новоалексеевка этого района родился мой отец — Громак Иван Григорьевич. Родина мамы — Талан Валентины Сергеевны — село Юрьевка. В годы Великой Отечественной войны два уроженца района — Петр Кударь и Федор Нестеренко — были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Один — земляк отца, второй — земляк мамы.
Летчики не умирают…
Несколько лет назад земляки отца пригласили меня на праздник села. В этот осенний день был в Новоалексеевке Приморского района Запорожской области торжественный митинг, всяческие развлечения для детворы, накрытые на свежем воздухе столы со всяческими вкусностями. Был хороший концерт сельской художественной самодеятельности и приглашенными артистами из райцентра. На концерте сельский фoльклopный кoллeктив «Сусідоньки» исполнил пecню «Пocіялa мaти в зeмлю білeнький піcoчoк» (укp. «пoceялa мaть в зeмлю бeлeнький пecoчeк»). Песня посвящена уроженцу села Герою Советского Союза Петру Сергеевичу Кударю.
Рядом с Домом культуры установлен бюст отважному летчику, золотом отливает на его груди Звезда Героя Советского Союза. Укронацистские власти пытались всяческими способами повлиять на жителей Новоалексеевки, чтобы они убрали бюст Герою. Но стремление новоявленных идеологов натолкнулись на твердую позицию земляков моего отца.
В первые месяцы Великой Отечественной войны высшим отличием страна удостаивала единицы. Петр Кударь стал Героем Советского Союза через два месяца после своего первого боевого вылета. Посмертно.
Знакомясь с жизнью и подвигом сельского парня, задумываешься какую же ненависть надо было испытывать к фашистам, как любить родину, чтобы отдать за нее самое ценное — жизнь! Великий советский писатель Михаил Шолохов позже напишет:
«Если любовь к Родине хранится у нас сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».
Об этом нелишне напомнить сейчас, когда западный мир пытается оболгать настоящих героев, а вместо них подсунуть дегенератов. Россия не должна допустить предания забвению подвигов героев Великой Отечественной войны, чего так желают многие на Западе.
Встал на крыло
Петр Кударь родился 5 октября 1913 года в простой крестьянской семье. После школы поступил в Бердянский индустриальный техникум. Получив диплом техника, был направлен на работу в город Сватово Ворошиловградской (ныне Луганской) области. Точных данных нет, но старожилы говорили, что трудился он или в локомотивном депо, или на железнодорожной станции Сватово. В 1935 году Петр был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию и направлен для обучения в Харьковскую область в Чугуевское военно-авиационное училище летчиков, которое окончил в 1938 году.
Свой первый боевой вылет командир эскадрильи 249-го истребительного авиаполка 44-й истребительной авиадивизии ВВС 6-й армии Юго-Западного фронта лейтенант Кударь совершил 22 августа 1941 года.
Воевал Петр Сергеевич отважно и умело. 11 октября 1941 года группой из 5 самолетов он штурмовал мотопехоту и артиллерию противника на марше. Несмотря на интенсивный огонь зениток врага, четырьмя прямыми попаданиями бомб лейтенант Кударь лично уничтожил 6 автомашин, до 40 человек пехоты, вывел из строя 2 орудия полевой артиллерии.
Летчики под его руководством провели 5 атак по скоплению пехоты противника в районе Сахновщина, пулеметным огнем было уничтожено до 350 солдат и офицеров. В дальнейшем, умело маневрируя, командир эскадрильи вывел подчиненных из сферы заградительного огня и привел ее на свой аэродром без потерь.
К ноябрю 1941 года лейтенант Кударь совершил 155 боевых вылетов, из них 90 — на штурмовку наземных войск противника, 4 — на сопровождение своих самолетов, 5 — на разведку, 56 — на патрулирование. Уничтожил лично 12 танков, 150 автомашин с грузом и солдатами, до 800 человек пехоты, вывел из строя до 5 артиллерийских орудий и до 80 конных подвод.
За два месяца боев эскадрилья Кударя совершила 431 боевой вылет и уничтожила 730 автомашин, 4670 солдат и офицеров противника, 603 повозки, 17 танков, 24 орудия полевой и зенитной артиллерии. Лейтенант Кударь был представлен к награждению орденом Красного Знамени, но получить его не успел.
Утром 29 октября 1941 года лейтенант Кударь повел тройку И-153 в боевую разведку в район Чепель, Протопоповка, Грушеваха. Летчики сбросили 12 бомб АО-25 и обстреляли транспортные колонны противника. Однако ответным огнем зенитной артиллерии был подбит самолет Кударя. Летчик получил тяжелое ранение, но сумел довести самолет до своего аэродрома. Скончался лейтенант Кударь на второй день в госпитале от многочисленных ран и переломов.
Достоин бессмертия
Похоронили Петра Кударя в городе Сватово рядом с полевым аэродромом около автомобильной трассы Сватово-Луганск. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Петру Сергеевичу Кударю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В городе Сватово Луганской области установлен памятник Герою, его именем названа одна из улиц.
О героях первых дней Великой Отечественной войны в советской зарубежной литературе написано мало. Незаслуженно, на мой взгляд, обошли писатели и поэты подвиг уроженца Запорожской земли лейтенанта Кударя.
У поэта Александра Артыбаша есть такие строки о погибших летчиках:
Летчики не умирают!
В небе звездами сгорают
В грозах молнией играют
В тучах радугой сияют.
Просто в небо улетают
И в небесной дымке тают
— Летчики не умирают!
Эти строки с полным правом можно отнести и к Герою Советского Союза Петру Кударю, которым гордятся в его родном селе Новоалексеевке Приморского района Запорожской области.
Артиллерист Нестеренко из Юрьевки
В конце июня 1941 года Юрьевка, село расположенное на левом берегу реки Лозоватки, провожала на войну односельчан. Среди уходящих на защиту Родины был родной брат Вали Талан Дмитрий и сын соседа дяди Гриши Нестеренко Федор.
Затем были горькие годы гитлеровской оккупации, рабский труд в Германии, куда Валентину Талан угнали фашисты. И лишь вернувшись в родную Юрьевку в мае 1945 года, она узнала, что родной брат Дмитрий пропал без вести на фронте в 1943 году, а соседского Федора, удостоенного за подвиг звания Героя Советского Союза, тоже нет в живых. И что похоронен отважный артиллерист, как было указано в документе, который получили соседи, на военном кладбище в германском городе Зорау.
Федор родился в селе Юрьевка (ныне — Приморский район Запорожской области России) 17 апреля 1923 года. После окончания пяти классов школы, как и многие его сверстники, работал в колхозе. По призыву в Рабоче-крестьянскую Красную Армию сначала служил в учебных и тыловых частях. А с мая 1943 года уже воевал орудийным номером, наводчиком, а позже командиром орудийного расчета 25-го гвардейского стрелкового полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии сначала Центрального, а потом 1-го Украинского фронта.
Боевое крещение артиллерист Нестеренко получил в районе села 2-е Поныри. 5 июля 1943 года, в первый день Курской битвы, 107-я танковая бригада полковника Телякова в 11.30 получила задачу выйти в район леса юго-западнее села с задачей занять оборону и не допустить танки противника, огнем с места расстреливать их. Бригада должны была быть готова атаковать противника в направлениях Поныри, Протасово, Битюг, Ржавец, Очки. В 15.00 107-я танковая бригада прибыла в пункт назначения и заняла оборону у леса, который находился юго-западнее села 2-е Поныри и далее по большаку до Кутырок.
На следующий день, 6 июля, немцы, прорвав оборону 81-й стрелковой дивизии, захватили село 1-е Поныри и быстро продвинулись в южном направлении в сторону села 2-е Поныри. Но захватить село фашистам не удалось. Оборону в районе 2-х Понырей держала 6-я гвардейская стрелковая дивизия генерал-майора Онуприенко. Левофланговый батальон 10-го гвардейского стрелкового полка занимал рубеж Курган — Подсоборовка — хутор Степь. Другие стрелковые подразделения 10-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковника Васильева располагались на рубеже Курган-Снова. Правее 10-го гвардейского стрелкового полка от окрестностей хутора Дружевецкий до реки Сновы, а также по высотам левого берега этой реки до Карпуневки включительно занимал позиции 4-й гвардейский стрелковый полк гвардии подполковника Мирошниченко. От верховья Ольховатки к востоку до села 2-е Поныри проходил рубеж обороны 25-го гвардейского стрелкового полка подполковника Смирнова, в котором воевал Нестеренко. Этим частям противостояли немецкие части 86-й пехотной дивизии, 9-й танковой дивизии, а также частично части 292-й пехотной дивизии и 18-й танковой дивизии.
В 8 часов утра 7 июля 1943 года немцы, при поддержке до 40 танков и штурмовых орудий вновь предприняли наступление в направлении села 2-е Поныри — станция Поныри. Это наступление поддерживала вражеская авиация. В 12.30 двум батальонам немецкой пехоты при поддержке танков и штурмовых орудий удалось ворваться на северо-западную окраину села 2-е Поныри. Введенный в бой резерв командира 307-й стрелковой дивизии, состоявший из двух батальонов пехоты и 103-й танковой бригады, при поддержке артиллерии уничтожил прорвавшуюся группу и восстановил утраченные позиции. На поле боя осталось до 40 подбитых немецких танков. Наводчик 76-мм орудия гвардии сержант Нестеренко уничтожил танк и до 100 солдат врага, был легко ранен, но не покинул поле боя. За этот бой он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Затем гвардии сержант Нестеренко из Юрьевки участвовал в Черниговско-Припятской операции, в битве за Днепр, в Киевской наступательной и Киевской оборонительной операциях, в Житомирско-Бердичевской, Ровно-Луцкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской операциях.
И везде гвардии сержант Фёдор Нестеренко неоднократно проявлял мужество и отвагу в боях. При прорыве обороны врага в ходе Львовско-Сандомирской операции в районе деревень Цехув и Друккополь он уничтожил 1 танк, несколько пулеметных точек, 2 повозки и более 15 солдат. Своими действиями обеспечил успех атаки пехотинцев. За эти бои был награжден орденом Красной Звезды.
Командир 76-мм орудия 25-го гвардейского стрелкового полка гвардии сержант Фёдор Нестеренко отличился и в ходе Висло-Одерской стратегической наступательной операции. 12 января 1945 года при прорыве долговременной многоэшелонированной обороны врага, поддерживая огнем атаки пехоты, расчет гвардии сержанта Нестеренко уничтожил 5 огневых точек врага и много его живой силы. Затем, стремительно двигаясь на запад в боевых порядках наступавших частей, отличился при отражении немецкого контрудара у деревни Скшельчице и на реке Чарна-Нида. Там в составе батареи отважные артиллеристы уничтожили 13 бронетранспортеров, подбили 10 танков и уничтожили до 300 солдат.
С выходом Красной Армии на рубеж реки Одер расчет гвардии сержанта Фёдора Нестеренко одним из первых переправился через реку в районе населенного пункта Тарксдорф. Нестеренко в жестоком бою по расширению плацдарма вывел орудие на прямую наводку и наступал в боевых порядках пехоты. Укрываясь за орудийным щитом от вражеских пуль, он метким огнем расстреливал вражеских пулеметчиков. В этих боях им было уничтожены 3 долговременные огневые точки врага и несколько пулеметных гнезд, свыше 50 немецких солдат. За эти подвиги 29 января 1945 года командир полка представил гвардии сержанта к званию Героя Советского Союза. Но получить Золотую Звезду отважный артиллерист из Юрьевки не успел. В бою 23 февраля 1945 года он был тяжело ранен и доставлен в 2408-й хирургический полевой подвижный госпиталь. Скончался от ран 1 марта 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии сержанту Нестеренко Фёдору Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Уроженец села Юрьевки Приморского района Запорожской области был награжден также орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалью «За отвагу».
Первоначально отважный артиллерист был похоронен на военном кладбище немецкого города Зорау. Позже Героя Советского Союза Фёдора Нестеренко перезахоронили в братской могиле № 72 на воинском кладбище польского города Жагань, Любушское воеводство.
В Юрьевке на доме, в котором жил отважный артиллерист, установлена мемориальная доска, а одна из улиц села названа именем Фёдора Нестеренко.
Валерий ГРОМАК
P.S. Автор будет благодарен за любую новую информацию о жизни и подвиге лейтенанта Петра Кударя и гвардии сержанта Фёдора Нестеренко.