Такова по большому счету суть социальных предприятий, опыт которых все больше распространяется по стране
Недавно в России под эгидой Минэкономразвития прошла Неделя социального предпринимательства — за это время в целом по стране проведено более 150 мероприятий.
Не многие знают, что в настоящее время в России активно работают более 10 тысяч социальных предпринимателей, причем ежегодно их количество растет более чем на 30%. Этому способствует и господдержка: в 49 регионах открыты Центры инновации социальной сферы, доступны микрофинансовые программы и гранты. В разных регионах страны система социального предпринимательства приобретает свои специфические черты. Об опыте некоторых из них расскажем ниже.
Пансионат не приговор
Особенно интересным представляется опыт работы социальных предпринимателей по уходу за инвалидами и пожилыми.
Только в Москве сейчас проживает более 500 тысяч человек старше 80 лет. При этом каждый третий москвич и житель Подмосковья отмечает, что должен заботиться о престарелых родственниках и обеспечивать им уход. Не всегда это легко, особенно если в дело вступила ретроградная забывчивость.
Востребованность пансионатов для пожилых с болезнью Альцгеймера или деменцией в Центральном федеральном округе растет быстрее, где бы то ни было. Только в Московской области уже больше 500 пансионатов для пожилых. Многие из родственников устраивают сюда своих близких не ради того, чтобы избавиться от них, — просто им нужна «передышка». Бывает и так, что в пансионате больше нуждается пожилой человек — например, как временная реабилитация после инсульта.
Уфимский центр «Доверие-К» смог найти свой путь. В 2019 году в селе Шарипово он открыл пансионат для пожилых людей. Работает он по системе концессии. Это когда большая часть мест предоставляется на бюджетной основе, а остаток финансируется постояльцами или родственниками.
— К нам уже приезжают коллеги из других регионов для обмена опытом по реабилитации людей с деменцией и проблемами опорно-двигательного аппарата. Были делегации из Якутии, Нижнего Новгорода, Волгограда, Приморья, — говорит руководитель центра Айгуль Файзуллина.
У пансионата свой огород, теплицы и «живность»: куры, овцы. Кому позволяет здоровье — работают на свежем воздухе.
Принято считать, что пансионат — только для одиноких стариков, но это не так. Самая любимая всем персоналом нэнэйка («бабушка» по-татарски) с красивым именем Венера живет в Шарипово только зимой, когда топить печь сложно, летом ее забирают родные. Венеру здесь уважительно зовут «Наша нэнэечка».
В пансионате пока 40 койко-мест, 30 из которых — бюджетные. Истории у людей самые разные. Много тех, кто попал сюда по собственной инициативе. Одна из таких — тетя Маша, хотя сыновья ее отговаривали и готовы были обеспечить уход. Ситуация сложная — у тети Маши четвертая стадия онкологии, а у мужа деменция.
Приходят в пансионат и семейные пары — например, Лебедевы из Липецка. Сами взяли функцию «массовиков», супруг играет на баяне советские песни, а жена постоянно устраивает посиделки и праздники.
Пансионат активно сотрудничает со всероссийской программой борьбы с деменцией, его часто посещают добровольцы из организации «Дорогие мои старики», волонтеры центра «Серебряный возраст», фонда «Старость в радость». Стоит отметить, что последний известен благодаря своей деятельности в Москве и ближайших регионах, начинал именно с посещений государственных домов престарелых, проведения там ремонтов. С этого и стартовало движение по превращению этих непривлекательных «домов» в благоприличные заведения.
Для «столичных» (московских и питерских) пансионатов сейчас характерен коммерческий подход. Да и родственники иногда выбирают учреждение не по «сердцу», а исходя из финансовых возможностей. Все в рамках оказания услуг, строгих регламентов, более формализованного общения с родственниками. В регионах, где силен традиционный уклад, сохраняется «теплота» в отношениях постояльцев, сотрудников и родственников. Этому стоит поучиться и в других регионах страны, вместо того, чтобы гнаться за «короткими» инвестициями.
Из Уфы — в больницы Москвы
Компания «ВиЦыАн» по производству медицинских товаров, которая также входит в реестр социальных предприятий, закрывает потребности не только региона, но и поставляет продукцию в Москву: в Левобережный Геронтологический центр, в клинику С.Н. Федорова, центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы, в НИИ им. Н.В. Склифосовского и другие. Сейчас это единственное предприятие в России, изготавливающее особые матрасы для акушерских кроватей, а также гелевые вставки для противопролежневых матрасов. По собственной инициативе предприятие помогает фонду «Аленький цветочек» и Минздраву. Откликаются на все просьбы: жертвуют матрасы детям с ДЦП, помогают бойцам на СВО — спальники и специальные сидушки отправляют в места дислокации. Многие инвалиды из центральных регионов просят специально для них изготовить матрас «как раньше», выдерживающий десятилетнюю эксплуатацию, на нем парализованный человек спит всю ночь без необходимости переворачивания.
Предприятию уже более 20 лет, а создавалось оно из-за острой нужды. ОАО «Уфахимпром», замороженный в 90-е, полностью закрылся, а регион фактически остался без необходимой медицинской продукции.
Основной товар — необходимые для реабилитации матрасы с непромокаемыми чехлами, востребованные инвалидами и больницами. Огромный куб из пенополиуретана разрезает специальный станок, если необходима соответствующая «многослойность», в соседнем цеху склеивают нужный «сэндвич». Остатки мягкого материала не выбрасываются, а склеиваются и прессуются в небольшие полотна — дополнительная помощь медсестрам, если надо переложить пациента.
Латексные матрасы и подушки «с памятью» производятся тут же, процесс похож на кулинарию, когда из стальной «вафельницы» выходит белое тесто. Фактически так и происходит, латекс действительно «запекают», придавая ему нужный вид.
Сейчас на предприятии в мастерской работают над созданием аппаратов для возобновления правильной работы мышц и снятия спастики (что необходимо в том числе для того, чтобы возвращать в строй бойцов, а также проводить реабилитационные предприятия с больными ДЦП).
Иногда важно думать не о получении прибыли, а о том, как твоя работа может помочь стране и окружающим. В сфере социального предпринимательства это чувствуется особенно остро. Дело за малым — чтобы число социальных предпринимателей множилось день ото дня.
Елена ЗЛОТНИКОВА
УФА-МОСКВА