Наконец-то уволен мэр подмосковных Химок
Один мой когдатошний близкий товарищ (историк, кстати, по образованию), на рубеже 80-90-х годов прошлого века неожиданно впал в патриотический восторг и стал бурно выступать по телевизору, печатать где ни попадя статьи-полотна, а также книги, озадачивающие и обескураживающие. Понять, что с ним произошло, я так и не смог, даже попытки сделать это оставил, но многие его высказывания – запомнил. В частности, товарищ утверждал, что любой (любой!) военный по определению лучше ста любых (любых!) гражданских. И настаивал на том, что здесь нет никаких полемических преувеличений.
Некоторые общие знакомые склонялись к простому объяснению: тронулся.
Может, конечно, и так. Хотя очень скоро мой товарищ проявил, наоборот, сугубую трезвость ума, оставил пост члена редколлегии главной патриотической газеты и отправился в Восточную Германию – лично, на месте, обеспечивать идеологически вывод российских войск, дело, как утверждают, очень привлекательное в плане материальных преференций.
Войска, как известно, вывели. Многое из имущества при этом пропало. За организацию массового воровства нашли и судили военного дирижера, майора. Журналиста Диму Холодова, в частности, расследовавшего все эти события, убили. Главкома, руководившего выводом, сначала сделали замминистра обороны, но тут же отправили в отставку – по недоверию…
Страшные, позорные ельцинские времена!..
Я не к тому, что военных не за что любить. Но переоценивать их достоинства все-таки не стоит, не стоит и поручать им то, чему их не учили. А учили их метко стрелять, совершать изнурительные марш-броски с полной выкладкой, выводить на цель сверхзвуковые самолеты, проходить строем мимо Мавзолея в дни государственных праздников, обеспечивать живучесть корабля, командовать подчиненными и четко выполнять приказы собственных начальников…
Но – посмотрите! – наверное, ни в одной стране мира так много офицеров (армейских, гэбэшных, полицейских) не занимают так много сугубо гражданских должностей, в том числе таких, где по определению требуются принципиально иные навыки и привычки. Да, в России в этом плане давние традиции, наблюдательные люди и раньше отмечали, что, скажем, назначение адмирала Грейга министром финансов куда менее удивит общественность, нежели министра финансов Бунге – командиром гренадерского батальона. Но сейчас-то, сейчас!..
Как известно, при генерале Громове, в бытность его губернатором Московской области, едва ли не все посты заняли полковники-афганцы. Один, например, стал министром печати. И однажды распорядился, чтобы все редакторы всех районных газет еженедельно представляли ему подробный план следующего номера, а потом — письменный же отчет о выполнении этого плана. Редакторы к этому времени были уже в достаточной степени вымуштрованы, они были согласны писать и сдавать планы, но отчеты смиренно попросили все-таки отменить. Вышедший номер, считали они, и есть, собственно, отчет. Вольнодумцев одернули: порядок есть порядок.
Попробуй поспорь. Но порядок там, где он не нужен, полковники наводили отлично, а вот там, где без него – никуда, почему-то не получалось.
Подмосковный город Химки до прошлой недели возглавлял боевой офицер Стрельченко. И это при нем город стал нашим аналогом Чикаго 30-х годов, каким мы его себе представляем по американским фильмам. Небезупречные управленческие и хозяйственные решения (история с Химкинским лесом продемонстрировала только одно из них) здесь дивно сочетались с уголовным террором против несогласных. При этом правоохранительные органы в лучшем случае – бездействовали, а в худшем – открыто становились на сторону террористов. Так что по безнаказанным избиениям журналистов и активистов-общественников Химки прочно остаются вне конкуренции. Но Стрельченко все удерживался на плаву и даже, вроде бы, набирал дополнительные очки. Да и как не набирать, когда он – видный член организации «Боевое братство», возглавляемой лично губернатором, и никто во всей области не может дать таких результатов на любых выборах за правящую партию.
Так или иначе, в городе царил откровенный беспредел, и не так уже давно следствие по делу о зверском избиении очередного гражданского активиста (предусмотрительно изъятое из ведения местных шерлок-холмсов), назвало заказчика – видного руководителя городской администрации. Зато сам мэр не постеснялся подать в суд, обвиняя в клевете на себя изувеченного журналиста, который в интервью позволил себе сказать, что политически ответственным за который год не раскрываемое преступление считает мэра. Журналист долгое время пролежал в коме, деньги на его лечение до сих пор собирают коллеги со всего мира; лечение сложное, денег не хватает. У него до сих пор не восстановлена речь, ампутированы руки, в суд его доставляли на инвалидной коляске, но честный и беспристрастный суд (химкинский) на жалость не поддался, оклеветанный мэр выиграл у инвалида пять тысяч рублей (прокурор просил – три), но следующая инстанция приговор все-таки отменила.
Я писал тогда в «Известиях»: «Мэр не понимает, как мерзко, как отвратительно, как недостойно он выглядит. Хоть подождал бы, пока его оппонент поправит здоровье. Правда, по независящим от Бекетова причинам, это может произойти нескоро. А мэру не терпится… Говорят, мэр Стрельченко – офицер. На месте министра обороны за одно это я бы приказал навсегда снять его с военного учета».
Министр обороны меня не послушался. Оставалось ждать смены губернатора.
И вот свершилось!
«Глава Подмосковья Сергей Шойгу во время поездки в подмосковный Электрогорск рассказал об обстоятельствах отставок мэра Балашихи Владимира Самоделова и главы Химок Владимира Стрельченко, о которых стало известно в понедельник и во вторник.
«Это опытные руководители, давно работавшие. Но приходит время, и надо делать новые шаги, проекты по этим районам. Поэтому они пришли ко мне на беседу в начале недели и написали заявление об отставке», — сообщил глава Подмосковья журналистам.
Шойгу объяснил, что видит свою задачу в обеспечении проведения честных выборов. «Поверьте мне, люди у нас истосковались по чистым выборам», — отметил губернатор Подмосковья…»
Вот так. Конечно, с самого начала было совершенно ясно, что новый глава региона постарается максимально сменить команду, доставшуюся от предшественника. Тем более, что кадровый состав ее таков, что глаза, в полном смысле, разбегаются: с кого начать, кем продолжить? Работы здесь, то есть, невпроворот, хочется пожелать Сергею Кужугетовичу всяческих в ней успехов. И пока коллеги предлагают пари (на ящик шампанского): будут ли к уважительно упомянутым «опытным руководителям» применены и меры уголовного воздействия, и не успеют ли «опытные руководители» накануне вызова на допрос скоропостижно отбыть куда-нибудь за границу, я предлагаю задуматься только над одной шойгинской оговоркой:
«Люди у нас истосковались по чистым выборам».
Что он имел в виду? Относится ли его наблюдение только к Балашихе и Химкам? Только ли к Московской области – одному из всероссийских рекордсменов по жалобам на избирательные нарушения?
И притушит ли он, Шойгу, эту горькую тоску? Захочет ли притушить? Сможет ли, даже если вдруг очень захочет?
Все остальное, в принципе, уже не так и важно. Стрельченко в Химках уже нет.
Павел ГУТИОНТОВ