О современных проблемах российской глубинки в беседе с корреспондентом «НВ» размышляет генеральный директор ЗАО «Международный центр развития регионов» Игорь МЕЛАМЕД
— Игорь Ильич, за двадцать лет реформ в стране исчезли десятки тысяч деревень, малых и средних городов. Обезлюдивают целые регионы, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири…
— Развитие регионов России, в том числе названных вами, во многом зависит от наших идей. Точнее – от того, как они реализуются. Правительством утверждена стратегия развития Центрального федерального округа. К сожалению, из 16 больших проектов многие знают лишь один – стратегию развития Москвы. Хотя ее суть – рациональная организация пространства — поняли неправильно. Все стянуто в одно ядро, которое поглощает и трудовые ресурсы, и молодежь. Пассажиро- и грузопотоки – все идет через Москву.
— И денежные потоки – тоже?
— Да, и они.
— А вообще сокращение сельских поселений, исчезновение деревень – это только наша тенденция?
— Нет, общемировая. Если посмотреть статистику, то только в Китае, Индии и ряде других стран сельское население превышает городское. В США – на 5 процентов, в Канаде – на 7, в Европе и того больше – на 10-12. Другое дело, как эти проценты используют ту территорию, которая есть? И если все здесь рационально устроено и нет брошенных земель, тогда в чем проблема?
— У нас-то как раз наоборот…
— Значит, нужны либо интенсивные группы, которые в состоянии освоить все пространства, либо много народа. К сожалению, идти по второму пути Россия сегодня просто не может.
— Что же тогда остается?
— Создавать индустриальные (хорошо бы – еще и энергетически насыщенные) холдинги. И предусмотреть занятость всего населения, размещая там перерабатывающие, поделочные производства.
— Но ведь для холдингов главное — получить прибыль, выкачать ресурсы, а сама территория им — до лампочки. Даже рабочих часто привозят со стороны…
— Ситуация безвыходная. На современный комбайн вы же кого попало не посадите. Люди – главная проблема. Многие не выдерживают современного ритма. Нет той привычки. Любой праздник – считай, три дня народ на работу не выйдет. Набрать людей в мехотряд — целая проблема.
— Есть ли регионы, где разработаны и действуют собственные программы по развитию территорий?
— Хорошую программу развития сельских территорий еще предстоит написать. Пока под этим каждый понимает что-то свое. Потому что эти территории сложнее любых иных. Село уже много лет – в забытьи, и с каждым годом дела там все хуже. Но тенденция должна быть еще и обратная – переселение из городов в села, заполнение пространства за счет малоэтажного строительства, развитие садоводства.
— Когда? Времени-то уже нет…
— Пока определенные ресурсы рабочей силы в России, как ни странно, еще остаются именно на сельских территориях. В городах их нет. А в некоторых регионах – таких, как Дальний Восток — вообще все люди по три раза посчитаны. Там разработан ряд крупных программ, но выполнять их некому. Россия всегда развивалась за счет некоторого излишка населения. Теперь такой форы нет.
— Преимущественно в северных областях – Тверской, Новгородской, Архангельской…
— …И особенно – в Псковской. Страшней положения, чем там, вообще представить нельзя.
— Что с ними-то делать? Осваивать заново вахтовым методом? Или как?
— Ответ на поверхности — стране уже пора осуществлять инвентаризацию тех ресурсов, которыми она обладает.
— И человеческих, и природных?
— Совершенно верно. И четко понимать, как эти ресурсы максимально эффективно использовать. Тогда это будет системная работа. Пока же все идет самотеком, мы теряем не только контроль над пространством, но и людей. А это, пожалуй, — самый невосполнимый ресурс.
Беседу вел
Александр КАЛИНИН|
спецкор «НВ»