Король бензоколонки — контрафакт?

В будущем году, как предупреждают эксперты, вероятность заправиться «разбодяженным» топливом вырастет в разы. Однако правительство уверено в обратном. Попробуем разобраться, кто прав.

 

Планы правительства пополнять бюджет за счет увеличения акцизов на топливо могут обернуться для автовладельцев резким падением качества последнего. Об этом заявил автоэксперт Илья Скрябин на публичных слушаниях по качеству топлива, организованных Открытым правительством: «Бензин должен подорожать, и водители будут искать, где заправиться подешевле, и им такую возможность предоставят».

 

Помимо этого увеличится недолив. Уже сегодня «пистолеты» на автозаправках недоливают 10–20%: «В мой 80-литровый бак в машине влезает сто литров!» — удивляется Илья Скрябин.

Однако министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов пообещал, что в ближайшие два года процент «разбодяженного» топлива не только не вырастет, но упадет в 11 раз! Для этого уже вносятся изменения в закон. Так, предполагается изменить систему штрафов для АЗС: сегодня за некачественное топливо предусмотрен штраф 50 тыс. руб., а по новому закону штрафовать будут на 1% от годового оборота.

Вот только эксперты констатируют: даже эти 50 тысяч многие махинаторы не платят — АЗС просто закрываются как юридическое лицо и тут же открываются заново под другим названием. Не могут осуществить такой маневр только сетевые бензоколонки, потому и плохое топливо у них встречается в три раза реже. По данным Открытого правительства, на сетевых АЗС доля разбавленного бензина составляет 3,5%.

В среднем же по России — 11%. В 2015 году его было 20%, и президент Владимир Путин поручил провести проверки качества топлива в России.

Абызов уверен: раз тогда удалось снизить процент контрафакта, то и теперь получится. Впрочем, его оптимизм разделяют далеко не все. Зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Александр Грибов отмечает: «Качественное топливо стоит дорого, суррогат экономически привлекателен: когда контрафакт дает 200–300% прибыли, никакой контроль не спасет».

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша добавил, что контрафактное топливо производится из компонентов, которые выходят с завода без уплаты акцизов. Этими компонентами разбавляют качественное топливо, а потом полученную жидкость продают по исходному паспорту качества. То есть чем выше будут акцизы, тем больше станут разбавлять. Сегодня, по словам Аркуши, «разбодяженное» топливо обходится АЗС на 8–10 тыс. руб. дешевле (цена за тонну), а это примерно и есть размер акциза.

Напомним, что в следующем году акцизы на топливо вырастут дважды — 1 января и 1 июля. Первый раз акциз на бензин экологического класса 5 вырастет на 10,7% — до 11 213 рублей за тонну, второй раз — до 11 892 рублей за тонну. Размер акциза на дизельное топливо будет расти еще быстрее — с нового года он увеличится на 12,7%. Причем в прошлом году акциз на литр автобензина уже повышался дважды, в 2017 году вырос акциз и на дизельное топливо.

По прогнозам Российского топливного союза, цена на бензин в 2018 году вырастет на 6,5%, на дизельное топливо — на 9%. Хотя правительство считает, что рост цен на топливо будет идти в рамках инфляции, то есть около 3%.

Сегодня АЗС в России продают до 10 млн тонн контрафактного топлива в год. Причем мелких АЗС в стране больше, чем сетевых. «Массовые проверки, которые мы проводили в 2015 году, позволили существенно снизить объем суррогатного топлива на рынке. Сейчас мы обратились в правительство повторно, чтобы провести новый рейд по качеству топлива», — дал надежду автомобилистам глава Росстандарта Алексей Абрамов.

 

Аделаида СИГИДА

 

Король бензоколонки — контрафакт?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend