Российские авиастроители, создавшие в советские времена прославленные «Ту» и «ИЛы», с недоумением восприняли известие о том, что новый флагман гражданской авиации России поручено создавать… китайцам.
Недавно российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ее китайский аналог, корпорация COMAC открыли офис совместного предприятия, которое станет выпускать широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет (ШФДМС) нового поколения. Офис открыт в Шанхае, где будет осуществляться окончательная сборка нового лайнера. Там же разместится и инженерный центр, хотя сначала хотели открыть его в Москве. Первый вылет нового воздушного судна планируют в 2025 г. В ОАК утверждают, что сотрудничество будет паритетным. Однако специалисты сильно сомневаются в этом. Окончательная сборка в Шанхае означает, что «в общественном сознании самолет будет считаться китайским, так как только производство приносит наибольшую известность, авторитет и славу», разъясняет сайт «Авиация России».
Почему же окончательный выпуск самолета перенесен в Китай? Глава ОАК Юрий Слюсарь объясняет, что «сборка должна быть близка к наиболее емким рынкам». По его словам, из общего объема самолетов, которые в ближайшие годы будут востребованы в этом сегменте, порядка 15% приходятся на рынок Китая и 28% на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Есть и еще причина. «Не хватает собственных производственных мощностей и финансирования», — полагает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Раньше, во времена СССР, почему-то всего хватало. Отчего же теперь перестало?
У Китая совсем нет опыта производства ШФДМС. У нас — есть. С 1993 г. на Воронежском авиазаводе (сегодня это — Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО)) производится самолет Ил-96. По оценкам специалистов, это прекрасная машина. За все время его эксплуатации не произошло ни одного происшествия, повлекшего за собой гибель людей.
О многом говорит и тот факт, что одна из модификаций самолета — Ил-96-300ПУ — служит воздушным пунктом управления для президента России. К сожалению, производство Ил-96, как и многих других советских самолетов, появившихся незадолго до распада СССР, массовым и не стал. За все годы их было выпущено не более трех десятков.
По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, на период создания ШФДМС «переходным» продуктом должен стать модернизированный Ил-96-400М. В 2019 г. на воронежском заводе соберут первый опытный образец этой машины. Здесь будут выпускать 2–3 таких самолетов в год, потом ему на смену придет российско-китайская машина.
Но сегодня невозможно загадывать, какая судьба ждет «шанхайский проект». До 2025 г. много воды утечет. Получив наши технологии и наработки, китайцы смогут сами выпускать ШФДМС. Как бы нам не остаться несолоно хлебавши? Почему бы ни вложить средства в производство модернизированного Ил-96, не обеспечить рабочими местами и заработками граждан собственной, а не чужой страны? Почему, наконец, до сих пор не сделано ничего, чтобы возродить былую славу отечественного авиастроения, избавившись от затянувшейся «амнезии»?
Борис НЕВИС