Решение о проведении очередных местных выборов в конце октября стало сильнейшим катализатором для политического рынка Украины.
В республике началась бойкая торговля брендами партий вместе с их членами, ведь беспартийным кандидатам в депутаты советов любого уровня в списки для избрания не попасть.
Желающих стать этакими гетманчиками хотя бы в пределах своего района или села на Украине всегда было предостаточно. Увы, с течением времени ничегошеньки не изменилось. К примеру, в начале 1994 года было создано две партии, однако уже через несколько месяцев на их платформах образовалось восемь почти одноименных «кланов». В 2005 году разделение было куда значительнее — 24 засветившиеся на политическом небосклоне всеукраинские организации «разродились» затем 49 «дочками»…
Сейчас на учете в Минюсте 263 партии, но к моменту публикации этого материала их количество непременно увеличится. Вот как характеризует эту явно неестественную тенденцию генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель:
— Это уже не процессы объединения граждан, являющихся единомышленниками или сторонниками какой-то идеологии, а разновидность бизнеса. Потому и разрастается рынок политических сил. Многие партии создаются лишь для того, чтобы затем их выгодно продать. Купить уже готовый регистрационный пакет намного проще, чем проходить изнурительный марафон всевозможных проверок, доказывать лояльность правящему режиму, подкупать чиновников для ускорения оформления обязательных документов.
Как показывает анализ, реальное влияние на развитие общества в масштабах страны в настоящее время оказывают 5–8 процентов от общего числа партий. Остальные — это чаще всего формальные объединения, специально создаваемые (или скупаемые даже у оппонентов) под избирательные кампании и развивающие бурную активность на короткий промежуток. Сейчас как раз такой период. Большинству таких недолговечных политсил вовсе не нужна всеукраинская признательность. Главное — «окучить» избирателей в области, районе, поселке, разрекламировать здесь себя, наобещать с три короба и не скупиться финансово.
Если в первые годы «незалежности» кандидаты в народные избранники и их представители разъезжали по частным домам и городским квартирам с продуктовыми наборами, то теперь люди предпочитают деньги. Об этом свидетельствуют и результаты последнего исследования, проведенного во всех без исключения регионах аналитической группой «SocioStream». Почти 57 процентов будущих избирателей без стеснения заявили, что готовы поторговаться за свой голос. 13,2 процента оценили его в 300–500 гривен, 38 процентов — в 200–300, остальным же, оказывается, достаточно и 100 гривен (около 250 российских рублей).
А сколько выкладывают за партию крупные бизнесмены, не без оснований рассчитывающие затем «отбить» эти суммы при дележе депутатами земельных участков под строительство нужных объектов или выдаче лицензий на расширение предпринимательской деятельности? Естественно, тут тарифы гораздо выше, однако они отнюдь не «зашкаливают», как может показаться. Дело в том, что этот рынок перенасыщен. Интернет буквально кишит предложениями. Есть даже специальные структуры, сколачивающие капитал на подобных спекулятивных махинациях (назовем вещи своими именами). Они открыты для всеобщего доступа под громкими названиями: Украинский центр политических технологий, юридическая группа «Украинская партия» и далее в том же духе.
Итак, перейдем к расценкам, обратив внимание читателей «НВ» хотя бы на некоторые объявления в Интернете. «Продается всеукраинский готовый политический проект с дочерними организациями в областях, двумя газетами, сайтом, утвержденной символикой. Стоимость 75 тысяч долларов». «Сдается в аренду партия за 55 тысяч у.е. Возможен торг. За дополнительные услуги по временной перерегистрации — 2 тысячи у.е.». «Предлагается партия за 60 тысяч евро под местные выборы с ячейками в 17 регионах. Имеет три средства массовой информации, счета в банках, всю необходимую атрибутику. Эта организация «под ключ» — можете начинать предвыборную кампанию хоть завтра».
Для тех, кого не устраивает и такая поистине смехотворная цена, есть более дешевые варианты. Вот один из них: «Имея тесно налаженные контакты с Министерством юстиции, мы всего за 20 тысяч долларов поможем вам в течение двух недель зарегистрировать партию и ее отделения в областных центрах».
Встречаются в Интернете и поисковики так называемых бартерных операций: «Вы гарантируете нам оговоренное количество мест в областном, городском или районном совете, а мы даем вам весь комплекс (?!) двух политических партий с региональными представительствами для использования на выборах. Вы ничего не платите, мы тоже ничего не платим».
Разумеется, после достижения локальных задач большинство партий будут выставляться на перепродажу или сдаваться в аренду. Например, к следующим выборам, которые в Украине проводятся с поразительной частотой. У каждой подобной сделки, конечно, свои плюсы и минусы. Но кто не рискует… Дальше вы, читатели, знаете. Что ж, не зря Украину теперь называют необозримым полем чудес.
Олег СТОРОЖЕНКО|
КИЕВ
NB!
Мнение авторов «НВ» может не совпадать с точкой зрения редакции еженедельника.