Хлеб есть, а песни — нету

О причинах этого феномена лучше других знают в «доме хлеба», как называют ГосНИИ хлебопекарной промышленности — туда и отправился спецкор «НВ»

 

Будет хлеб — будет и песня, говорят в народе. Если, конечно, хлеб сытный, душистый, богат белком, пищевыми волокнами и минеральными веществами. На деле сегодняшняя экономика хлебозаводов ориентирована на уровень доходов беднейших слоев населения, и это одна из основных причин инвестиционной непривлекательности хлебопекарной промышленности, а также невысокого качества батонов, убежден директор ГосНИИ хлебопекарной промышленности Анатолий Косован.

 

Пока глава «дома хлеба», как называют этот НИИ, вместе с замом по науке Мариной Костюченко и вице-президентом Россельхозакадемии Андреем Лисицыным знакомил меня с лабораториями, я вспомнил про свою поездку в зональный НИИ Северо-Востока им. Рудницкого и сетования его директора Василия Сысуева на невнимание в стране к озимой ржи и ржаному хлебу, отчего Андрей Лисицын сразу оживился:

— Натуральный ржаной хлеб издревле оберегал потомство, а, следовательно, и здоровье нации. Сегодня же в стране явный перекос: белого хлеба производится 70 процентов, а ржаного — лишь 30.

— В трех кусочках ржаного хлеба, — вступает в разговор миловидная Марина Костюченко, — содержится почти в полтора раза больше железа, чем в целом яблоке, пищевых волокон, витамина Е — в 3,5 раза больше, чем в моркови, а фосфора столько же, сколько в трех картофелинах…

Тут я позволил перебить ученую даму:

— Все-таки опустимся на землю. Объясните, почему магазинный батон белого хлеба так быстро плесневеет…

— Как правило, такие изделия пекут на небольших предприятиях

с небезупречным санитарным состоянием производства, используя ускоренные технологии, — ответила Марина Костюченко. — Для решения этих проблем отделом микробиологии разработана закваска с высокими биотехнологическими свойствами, что задерживает плесневение на трое суток, а картофельную болезнь хлеба — на пять.

Мне также рассказали о том, что ГосНИИхп совместно с Центром геронтологии создал продукцию на основе муки из семян тыквы, топинамбуром и кунжутом, способствующих восполнению дефицита белка, пищевых волокон и минеральных веществ у пожилых людей. Услышал я и о том, что в связи с ростом заболеваний сахарным диабетом институт разработал технологии и ассортимент изделий диабетического назначения с гречневой, овсяной и ячменной мукой, а также технологии и ассортимент ХБИ для питания детей дошкольного и школьного возраста на основе натуральных обогатителей — пшеничных зародышевых хлопьев, овсяной муки, кефира, творога и какао-порошка.

«Но почему мы не видим все эти чудо-изделия на прилавках?» — был мой законный вопрос академику Косовану.

— Увы, пока люди покупают не то, что им нужно, а то, что им продают. Этому потворствует практика административного вмешательства в деятельность предприятий, ограничение цен на хлеб массовых сортов, не учитывающее удорожание себестоимости производства ХБИ. Сегодня экономика хлебозаводов ориентирована по принуждению на уровень доходов беднейших слоев населения, и это одна из основных причин инвестиционной непривлекательности хлебопекарной промышленности. Отрасль поставлена на колени! Между тем, набирает обороты недобросовестная конкуренция за счет выпуска продукции с использованием сырья низкого качества. По данным Росстата, в стране вырабатывается 7 млн т хлеба, а по экспертным оценкам — на 1,5–2 млн т больше за счет неучтенной продукции, отчетов некоторых предприятий не в натуральном, а в стоимостном выражении.

Межрегиональный мониторинг показал, что расходы на приобретение хлебобулочных изделий составляют в среднем 350–400 руб. в месяц. Следовательно, вопрос о стоимости хлеба важен только для отдельных категорий населения.

— Мы подошли к вопросу о введении продовольственных талонов для малоимущих, — продолжает Косован. — И не надо удивляться!

— Нужна адресная дотация. В богатейшей стране мира, в США, давно ввели пластиковые карточки, которыми имеют право расплачиваться за продукты питания малоимущие американцы.

Но вернемся к экономике. Находясь под постоянным ценовым давлением, большая часть предприятий не имеют возможности заниматься модернизацией производства. В 2012 году произошло абсолютное падение объема инвестиций впервые после кризиса 2009 года. Их уровень в 2–2,5 раза ниже научно обоснованного.

Мы неоднократно предлагали Минсельхозу и Минпромторгу РФ разработать специальную программу поддержки отечественного продовольственного машиностроения, говорит Косован. Отрасль нуждается в распространении на хлебозаводы субсидирования процентных ставок по кредитам на приобретение основного сырья — муки, а также выделении федерального финансирования на мероприятия экономически значимых региональных программ. Однако, эти, как и некоторые другие острые вопросы, остаются пока нерешенными.

 

Александр РЫБАКОВ

спецкор «НВ»

Фото автора

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend