«Герои нашего времени — в Донбассе»

Так считает Никита Михалков, с которым накоротке встретился наш корреспондент

«Герои нашего времени — в Донбассе»Представлять этого человека читателям совершенно бессмысленно: его и так все прекрасно знают. Однако при этом от Михалкова всегда чего-то ждут и к словам его прислушиваются, поскольку у Никиты Сергеевича на все, что происходит вокруг, свой индивидуальный взгляд, своя обдуманная и принципиальная позиция. И он всегда готов эту позицию аргументировать, доказывать свою правоту. Как и признавать ошибки, если таковые вдруг обнаружатся…

— Никита Сергеевич, каков, с вашей точки зрения, герой нашего времени — тот, которого надо показывать с экранов?

— Герой сегодня — в Донбассе. Имею в виду даже не героя кино. Я имею в виду именно героя нашего времени — того человека, который знает, за что он готов умереть… Там рождается новая элита, и там рождается новый герой. Там рождается новый мир, новое общество… Проблема заключается в том, что далеко не все понимают, что это всерьез и надолго. Многие считают, что это как-то рассосется и будет так, как было. Так, как было, уже не будет никогда!

— В этом году вы выпустили документальную ленту «История неполучившегося фильма». О картине, которую снимали 30 лет назад — «Вспоминая Чехова» — и которая так и не вышла на экраны. Почему только сейчас решились рассказать об этом?

— Это удивительная история, конечно. Она очень обнаженная, и я сильно подставляюсь. Да, у меня не получился фильм! С потрясающими артистами, которые потрясающе играли! Каждая сцена — бриллиант, а складываешь вместе — и нет кино! Я и решил понять, почему это произошло. Сначала лет 15 мы монтировали, перемонтировали, пересматривали… Ну невозможно понять! Как так?! Оператор — Вадим Юсов, в ролях Ирина Купченко, Авангард Леонтьев, Володя Ильин, Михаил Кононов и так далее… Что ни артист, то бриллиант! А кино не складывается. И лишь спустя много лет я понял, в чем дело. Это… (Долгая пауза.) Это надо смотреть. Это как раз тот самый случай, когда тебя кино наказывает за легкомыслие. Это обнаженная история. И я не могу сказать, что я из не получившегося фильма сделал получившийся документальный фильм. Нет. Это скорее предмет для разговора, особенно для молодых режиссеров…

— Сейчас много споров идет о том, выпускать ли на экраны фильмы с артистами, которые уехали из страны. А вы что об этом думаете?

— Мой ответ тут определенный: нет! Не выпускать. Это люди, которые уехали и пренебрежительно, оскорбительно отзываются о той стране, которая их сделала, которая сделала их популярными, боготворила, любила, которая дала им возможность безбедно жить, делать то, что хотят, причем за государственные в основном деньги. Неблагодарность должна быть как-то оценена. Я считаю, что так мы сделаем свой выбор. Я не хочу оценивать, кто и что делает сейчас в других странах. У них у каждого есть своя слава, свои зрители. Я не вижу сейчас необходимости тратить силы и время на то, чтобы кого-то осуждать. Я хотел бы, чтобы эти места заняли люди талантливые, которых мы не видели до этого времени. Другой разговор — в том, что человек должен делать выбор. В одном из своих интервью я говорил, что у меня есть три мысли. Две из них понравятся либеральному сообществу, а одна — нет. Свобода — это право и возможность выбора. Правильно? Правильно! Несвобода — отсутствие выбора. Правильно? Правильно! Но для меня высшая свобода — когда выбирать не надо. Не потому, что нельзя, а потому что я свой выбор уже сделал. И от этого мне легко. Я не должен метаться между тем, у кого взять денег, и тем, как понравиться тем, кто не любит тех, кто дал мне денег…

— Как считаете, что надо помнить молодому российскому режиссеру, который только начинает карьеру?

— Я могу вам сказать одно — я много раз повторял эту мысль, которую сказал один великий старец: «Жестокая правда без любви — есть ложь». Вы можете быть очень жестоки по отношению к тем, о ком вы говорите, но я, как зритель, должен знать, кого вы любите. Если в вас внутри, как импульс, не живет любовь и сострадание хоть к кому-нибудь, о ком вы говорите или снимаете фильм, то, на мой взгляд, вам не стоит этим заниматься и считать себя российским режиссером…

Яна НЕВСКАЯ

Фото В. Тараканова

Похожие статьи

Send this to a friend