Тормозни, премьер!

Почему кортеж Дмитрия Медведева, следуя в инновационный центр «Сколково», проносится мимо реальной науки, способной поднять страну?

 

Санкции санкциями, но некоторых наших научных центров они не касаются, да и в будущем их они не затронут. А дело в том, что ученые разных стран стремятся попасть в такие центры, потому что ничего подобного нигде в мире — ни в Америке, ни в Европе — они не сыщут. Найти и увидеть, и даже получить в дар небольшой мешочек с драгоценным содержанием можно только в Немчиновке — той, что находится сразу за границей Москвы.

 

— Не жалко дарить такую ценность? — спрашиваю у академика.

Баграт Исменович Сандухадзе в ответ улыбается:

— На всех континентах людям нужен хлеб, и у нас есть возможность помочь им — как же не сделать этого!?

И тут уже не восточная щедрость выявляется, а широта русской души — именно россиянином считает себя Сандухадзе, потому что здесь вырос, здесь учился и здесь добился выдающихся успехов в науке.

— Для нас, выросших в Советском Союзе, границ не существовало, да и теперь, честно говоря, для меня их нет… Тем более, если работаешь по-настоящему, и занимаешься большой наукой… Какие границы?!

И в подтверждение его слов приезд делегации из Кении. Казалось бы, из центра Африки, за тысячи и тысячи километров зачем лететь? Ан, нет, наслышаны и там об успехах российского ученого, вот и стремятся познакомиться с ним, завязать контакты, поучиться уму-разуму, да и о своих достижениях рассказать.

Почему же именно Сандухадзе?

В нынешнем году ему в Екатеринбурге была вручена Демидовская премия. Как известно, в нашей стране, пожалуй, это престижная и желанная для ученого премия, так как она объективно оценивает вклад соискателя в мировую науку. Об Б.И. Сандухадзе вице-президент РАН академик Г.А. Романенко (до слияния Академий он возглавлял Сельскохозяйственную) сказал так:

— Баграт Исменович — выдающийся селекционер по озимой пшенице. Сорта, полученные под его руководством и научные труды, широко известны научной и агрономической общественности как в России, так и за рубежом. Около 50 лет он ведет целенаправленные исследования по разработке новых и усовершенствованию традиционных методов селекции важнейшей для условий Центрального региона России культуры озимой пшеницы, 15 сортов которой он создал сам. Эти сорта сочетают высокую урожайность и высокие хлебопекарные качества зерна. Благодаря созданию этих сортов озимой пшеницы, Центральный регион Нечерноземной зоны превратился в один из основных регионов производства продовольственной пшеницы. Сегодня его сорта возделываются на площади более 3,5 миллионов гектаров в Российской Федерации…

Наша земля всегда славилась великими селекционерами. Их имена были хорошо известны — П.П. Лукьяненко и его Безостая-1, В.Н. Ремесло и его Мироновская-808, Н.В. Цицин и его пшенично-пырейный гибрид… В пору моей молодости этими учеными мы гордились, да и их достижения были хорошо известны. Ведь благодаря их селекционной работе страна обеспечивала себя хлебом. Ученые отмечались высшими наградами Родины, некоторые из них стали дважды Героями Социалистического труда.

Достижения в производстве зерна во многом связаны с научно-исследовательским институтом сельского хозяйства центральных районов Нечернозёмной зоны «Немчиновка» (НИИСХ ЦРНЗ). Именно здесь работает академик Сандухадзе, который продолжает дела своих великих предшественников. И не только продолжает, но и приумножает их. Достаточно сказать, что в этом году именно здесь, в Подмосковье, ученые получили урожай в 150 центнеров с гектара! Такого история сельскохозяйственной науки еще не знала!

— Селекция — это половина успеха решения продовольственной программы, — говорит академик Сандухадзе. — К сожалению, нынешняя власть не до конца понимает, кто именно способен обеспечить выполнение такой программы.

— Что вы имеете в виду?

— Помню, раньше к нам в «Немчиновку» обязательно приезжали руководители страны, знакомились с нашими работами, поддерживали их.

— А сейчас?

— Проезжают мимо…

И будто в подтверждении сказанного, вдруг неподалеку послышались милицейские сирены. Для нас, жителей этого района, сразу стало ясно, что в «Сколково» вновь приехал премьер-министр, а потому дорогу и перекрыли. Там, наверное, будет проходить очередное совещание, как поднять уровень нашей науки и сколько еще нужно передать средств менеджерам, чтобы они пригласили зарубежных ученых к нам в страну… Впрочем, те не очень-то поедут — все-таки санкции…

Кортеж премьера проехал рядом с институтом «Немчиновка», по тем самым полям, которые раньше принадлежали НИИ, а теперь на них появились корпуса «Сколково» и коттеджи. 380 гектаров было отнято у института, взамен выделена земля подальше от Москвы. Правда, пока она не оформлена.

Но это уже другая история…

Тем временем кортеж премьера проносится мимо настоящей, реальной науки, способной поднять страну. Куда он летит? Да в мир мифов, иллюзий, обещаний и фантомов. К сожалению, пока именно такое место в науке занимает «Сколково».

Притормози, премьер, не пожалеешь! — ведь в лаборатории академика Сандухадзе можно увидеть настоящую, Большую науку.

 

Владимир ГУБАРЕВ

научный обозреватель «НВ»

Московская область

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend