«Кто прячет прошлое ревниво…»

Ровно 70 лет назад, 27 января 1945 года, Красная Армия освободила концлагерь «Аушвиц-Биркенау», больше известный как Освенцим, но в Польше, похоже, начинают об этом забывать.

 

Незадолго до знаменательной даты глава МИД Польши Гжегож Схетына, в угоду, надо полагать, националистическим настроениям соседней страны, заявил, что Освенцим освободили украинцы.

 

Будь жив мой отец, Иван Громак, он, я уверен, осудил бы это кощунственное заявление. Ибо сам рассказывал мне, что вместе с ним, украинцем по национальности, Польшу (как, впрочем, и Освенцим) в составе Красной Армии освобождали русские и чеченцы, грузины и татары, а также представители многих других народностей Союза ССР.

Кстати, имея множество наград, отец чуть не больше всех гордился медалью «За освобождение Варшавы». 70 лет назад, 17 января 1945 года, гвардии старший сержант Иван Громак в составе частей Красной армии вошел в Варшаву. На улицах польской столицы он и его товарищи увидели только пепел и руины, покрытые снегом. Жители города были истощены и одеты почти в лохмотья. После неимоверно жесткого подавления немецкими войсками варшавского восстания по приказу Гитлера были уничтожены практически все исторические здания города, промышленные предприятия и дома.

На кадрах кинохроники семидесятилетней давности видно, с каким ликованием варшавяне встречают подразделения Красной армии и Войска Польского. В те дни польские газеты писали: «Спасибо вам, русские, впереди мир и новая жизнь. Мы так долго этого ждали!».

Именно в той, практически стертой с лица земли Варшаве, уцелевшие жители открыли в 1945 году памятник воинам Советской армии, известный как «Четверо спящих». На постаменте написали на русском и польском языках: «Слава героям Советской армии. Братьям по оружию, отдавшим свои жизни за свободу и независимость польского народа, жители Варшавы воздвигли этот памятник».

Но не долгой оказалась память… Четыре года назад под предлогом строительства метро исторический монумент демонтировали. Я уж не говорю о том, что по прошествии времени дети и внуки ликовавших в 1945 году поляков напрочь забыли, кто освободил их из рабства.

17 января нынешнего года, в 70-летие освобождения Варшавы, в Польше практически не было никаких торжественных мероприятий, если не считать возложения цветов к могиле Неизвестного солдата в центре польской столицы.

И это понятно. Ведь у Польши сегодня новый «большой брат» — США и новый враг — Россия. А о врагах следует говорить плохо. Это притом, что на польской земле осталось лежать 650 тысяч советских воинов — простых людей, молодых парней, которые пошли на смерть не с мечтой установить в Польше тиранию, а с искренним желанием освободить страну от нацистских оккупантов.

Это притом, что Варшаву подняли из руин в кратчайшие сроки на советские деньги. Однако на сей факт в современной Польше предпочитают попросту закрывать глаза. Как и на то, что за время нацистской оккупации Польша потеряла 21,4% своего населения. Забыли представители гордой польской нации и многометровые предупреждения, которые нацисты вывешивали на дверях ресторанов, кинотеатров и в городских парках оккупированных польских городов: «Фюрхунде унд полен ферботен!» («Для собак и поляков запрещено!»).

Как забыли слова Уинстона Черчилля о том, что «без русских армий Польша была бы уничтожена или низведена до рабского положения, а сама польская нация стерта с лица земли».

Забыта материальная помощь, которую СССР оказывал в восстановлении послевоенной Польши, отказавшись от всех претензий на германское имущество в стране и уступив Варшаве 15% репарационных поступлений и 15% промышленного оборудования, вывозимого из Германии.

Забыт тот факт, что, когда в СССР хлеб выдавался по карточкам, в январе 1945 года в Польшу начались безвозмездные поставки 60 тыс. тонн хлеба из Советского Союза. Возможно, именно благодаря этому хлебу, многие нынешние польские русофобы остались живы или появились на свет.

Забыто то, что только благодаря жёсткой позиции Сталина, нынешняя польско-германская граница прошла по Одеру-Нейсе, что дало Польше выход к Балтийскому морю и увеличило территорию страны более чем на 100 тыс. кв. километров.

Забыто, что в трудные для Польши 1980-е годы безвозмездная помощь СССР составила более 7 млрд. рублей, а в начале 1990-х годов Россия фактически простила Польше долг, составлявший 5,3 млрд. тогда еще полновесных рублей в иностранной валюте.

На польской территории работали самые страшные концлагеря СС в истории человечества — Освенцим, Треблинка, Майданек. Во вторник, 27 января наступившего года, мы будем отмечать 70-летие освобождения Советской Армией одной из самых страшных машин по умерщвлению людей — лагеря смерти Освенцим. Но польские власти решили отметить эту дату просто как дату освобождения лагеря смерти. Кем был освобожден Освенцим? Ни слова. И только глава МИД Польши пан Схетына «внес ясность» — оказывается, украинцами (см. выше)…

Выпадение советских освободителей странным образом совпало с тем, что организаторы мероприятий не пригласили на 70-летие Путина, главу государства, солдаты которого освободили Освенцим. Но зато поляки пригласили Ангелу Меркель. Ведь возглавляемая ею страна имела непосредственное отношение к Освенциму, как и к Майданеку, к Треблинке и т.д. Я даже не удивлюсь, если европейцы начнут считать (или уже считают?), что узников Освенцима освободили американцы.

«Кто прячет прошлое ревниво, тот и с грядущим не в ладу» — писал поэт-фронтовик Александр Твардовский. История, похоже, ничему не научила многих нынешних правителей Польши.

 

Валерий ГРОМАК

военный обозреватель «НВ»

капитан 1 ранга

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend