Простые люди из Пенсильвании

Спецкор «НВ» обнаружил в США следы менонитов, чьи предки некогда переселились в Россию, но вынуждены были покинуть ее по религиозным соображениям.

 

Этот снимок я сделал на балконе книжного магазина Балтимора. Девушки в чепчиках и длинных строгих платьях что-то рассматривали с террасы и живо обменивались мнениями. «Это менониты», — шепнула мне на ухо сопровождавшая меня дочь. И уловив мой удивленный взгляд, добавила: «Будем в Пенсильвании, увидишь, как живут эти люди».

 

Немного истории

 

Первое переселение менонитов в Россию численностью 228 семейств состоялось в 1789 году, по приглашению императрицы. Им была обещана свобода вероисповедания, освобождение от военной и гражданской службы, льгота от податей на 10 лет, при этом каждому семейству отводилось по 65 десятин земли. В свою очередь, менониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты. Сначала была заселена Хортицкая волость. В 1800 году 150 семейств переселились на Молочные воды Мелитопольского уезда, получив до 120 тысяч десятин земли.

Менониты занимались преимущественно земледелием. Кроме того, они основывали винокуренные, суконные, кирпичные, черепичные и другие производства. Многие мастерские по производству земледельческих орудий со временем выросли в машиностроительные предприятия. Например, кузница Абраама Копа выросла в завод Копа, ставший в 1923 году ядром при образовании Запорожского автомобилестроительного завода «Коммунар». Когда в 1874 году все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, менониты восприняли это как требование, не согласующееся с их религиозными убеждениями, после чего значительная их часть решила уехать из России. Только из Таврической губернии в 1876 году переселилось в Америку около 900 менонитских семейств и почти столько же — из Екатеринославской…

И вот потомков запорожских менонитов я встретил в США. Днем ранее, на прогулочном катере обратил внимание на странное семейство в очень простой одежде скромных цветов. Женщины в длинных платьях, в белых чепчиках на голове без ювелирных украшений, без косметики. Бородатые мужчины в брюках на подтяжках, безусые юнцы тоже в одежде без пуговиц. Оказалось, что это семейство амишей, одной из ветвей менонитов. А их наряд оказался связан с той землей, где я сейчас живу — бывшей Пруссией. В память о тех печальных временах, когда на исторической родине их преследовали прусские солдаты, одетые в яркую форму с широкими поясами и большими пуговицами, мужчины вместо ремней носят только подтяжки, а женщины всячески стараются избегать пуговиц, заменяя их булавками и заколками. Только женатые мужчины имеют право носить бороду. Сами себя амиши называют «plain people», то есть простыми людьми.

 

К чему привела картежная игра

 

Рядом с Ланкастером дорога начинает плавно подниматься и опускаться, преодолевая живописные холмы. По обеим сторонам магистрали открываются потрясающие виды на зеленые поля и фермы, пасущиеся коровы и силосные башни. Поля кукурузы здесь очень впечатляющие. Глядя на них, я почему-то вспомнил Никиту Сергеевича Хрущева, который после поездки в Америку дал указание в СССР сеять везде кукурузу. Вспомнил я и хлеб из кукурузы, который ел в детстве. Воспоминания детства прервала вдруг выехавшая из боковой дороги и понесшаяся нам навстречу будто съехавшая со старой голландской картинки двуколка, запряженная бодрой лошадкой. В коляске сидели две дамы, одетые в длинные, в тон лошади, черные платья (одна в белом, а другая в черном чепце) и двое мальчуганов (на голове одного из них была старомодная соломенная шляпа, а другой держал точно такую же в руках). А когда в чистом поле показалась рыжая савраска, обреченно тянущая какой-то мудреный плуг, я окончательно поверил, что все это не театр под открытым небом, а реальность. Хотя очень трудно поверить, что в такой высокоразвитой стране, как Соединенные Штаты в ХХI веке живут десятки тысяч людей, предпочитающих лошадь автомобилю и трактору, практически не пользующихся электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации.

Появились они здесь три века назад. Однажды английский король Карл II проиграл в карты своему адмиралу Пенну кучу денег, а когда тот умер, не имея чем расплатиться с его сыном Уильямом, он предложил натуру — завоеванные, но еще не освоенные заморские земли. Уильям же был одержим идеей найти на Земле свободное место и основать страну, в которой могли бы жить на равных правах люди любых религий и конфессий, и поэтому принял предложение короля.

Первой стала английская заморская колония в Америке, теперь штат Пенсильвания, что значит «лесная страна Пенна». Первыми, кому Уильям Пенн предложил переехать в свою страну, были преследуемые в то время в Европе протестанты. Вначале приехали его земляки — английские квакеры и основали самый большой город колонии Филадельфию и много других городков в округе. Вслед за ними из Пруссии и немецкой части Швейцарии стали приезжать те, кого называют амишами. Из множества приезжавших в то время в Пенсильванию протестантских сект они единственные сумели полностью сохранить до наших дней свой стиль жизни.

Уильям Пенн бесплатно отдал амишам земли в районе нынешнего Ланкастера. Уже оттуда они стали постепенно разъезжаться по всей Америке. Сейчас в США живет примерно 250 тысяч амишей. Селятся они, как правило, компактно.

 

Три заповеди «plain people»

 

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой секты), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестантских сект, из которых самые большие — это собственно амиши старого порядка (почти как русские староверы), менониты и бретрены. Первыми из них появились менониты (от Menno Simons — основателя секты), еще в 1530 году. В отличие от других протестантов, они, например, крестили только тех, кто достиг 18-летнего возраста. Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от менонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.

Амиши принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир, добра от которого они не ждут. И хотя сегодня среди не самых бедных американцев иметь свою лошадь намного престижнее, чем какой-нибудь накрученный «мерседес», для амишей лошадь всегда была и остается не роскошью, а средством передвижения. Для индивидуального передвижения амиши также часто используют самокаты специальной продвинутой конструкции. Пользуются ими в основном дети. Иногда даже совсем маленькие девочки отмахивают на них вполне приличные расстояния между деревнями. При этом они смело едут по проезжей части. Здесь можно увидеть и настоящую доярку, спешащую с утренней дойки на самокате повышенной грузоподъемности. Другое существенное отличие быта амишей от быта цивилизованной части человечества — это практически полное отсутствие в их домах электричества и телефонов. Причем они не против электричества как такового, все дело, оказывается, в токопроводящих проводах, которые, по их мнению, служат еще одной тропинкой из тлетворного внешнего мира. Это же относится и к трубам, подводящим газ.

Из простых библейских ценностей, к которым старались вернуться все протестанты, амиши главными почитают семью, честность и работу на земле. Даже в повседневной жизни они до сих пор умудряются буквально следовать Библии, проповедуя в быту три заповеди: скромность, простоту и покорность.

 

Самые продуктивные фермы

 

Протестантские церкви — это всегда очень простые сооружения: внутри принципиально голые стены, скамьи и на столах только библия. Но амиши и в этом вопросе пошли еще дальше: они вообще отменили церковь, буквально следуя Библии, ибо сказано в Писании: «Не в рукотворных храмах живет Всевышний». Для чтения Библии амиши по очереди собираются еженедельно в собственных домах.

Внешне дома амишей ничуть не отличаются от домов других американцев. Выдает их только сохнущая на веревке стирка, так как электрических сушилок у них нет, и стоящие во дворах и возле ферм выпряженные багги.

Считая семью одной из трех главных жизненных ценностей, амиши уделяют большое внимание и общинной жизни. Например, если кому-то нужен новый дом (образовалась семья или случился пожар), строят его всей общиной. Собираются десятки (если не сотни) мужчин и за один день возводят большой деревянный дом буквально под ключ. Женщины тем временем готовят на всех еду, и заканчивается такой день совместным обедом.

Интересное отношение амишей к пожилым людям. Если в чьем-то доме есть такой человек, который уже сам не может за собой ухаживать, устанавливается список дежурств и помогает вся община. Среди амишей есть весьма не бедные, даже по американским стандартам, люди. Объясняется это их очень низкими расходами: они не покупают машины, не платят за бензин, у них нет ипотек на дома. Кроме того, амиши не покупают страховки. Даже за посещение врача они платят наличными. Если кому-то из них требуется серьезная операция, сбрасывается вся община. Амиши не покупают дорогую одежду, еду, ювелирные украшения, косметику и парфюмерию, они не путешествуют, не ходят на концерты и выставки, не употребляют спиртные напитки, а самое главное — работают на своих фермах и в мастерских от зари до зари.

Кроме того, что амиши прекрасные фермеры, они еще хорошие кузнецы и ремесленники. Делают добротную, слегка старомодную, но зато настоящую деревянную мебель. Еще амиши славятся своими стегаными одеялами, образцы которых мы видели вывешенными прямо на улице перед входами в магазины. Большинство магазинов находятся на первых этажах домов, в которых живут амиши, в переоборудованных сараях и амбарах.

Еще я обратил внимание на «красноармейские звезды» на многих домах амишей.

Оказывается, это старинный знак, имеющий тот же смысл, что и подкова: на удачу. Подковы тоже иногда попадаются, но звезды чаще.

Образование дети амишей получают в так называемых «однокомнатных школах», в которых учатся школьники любого возраста с ближайших улиц. Все школы расположены таким образом, чтобы школьники могли сами дойти до них или в крайнем случае доехать на самокате. Ученики сидят в одной комнате и учатся восемь лет. Преподают в этих школах девушки, сами недавно их закончившие и еще не вышедшие замуж. Список предметов невелик: английский и немецкий языки, математика и история. Амиши считают, что для традиционной фермерской жизни такого образования вполне хватает, однако если кто-то хочет дать детям современное образование, то может записать их в ближайшую обычную школу. Среднее количество детей в амишевских семьях — семь.

Попробовать продукты, выращиваемые амишами, можно на мини-базарчиках вдоль трассы. Выставлены баночки с домашним вареньем, медом, соленьями, разложены овощи, початки кукурузы, печенье и хлеб. Продавцов нигде нет. На всем написана цена. Клади валюту и бери, что понравилось. Особенно славятся амишевские молочные продукты: молоко, сметана, творог, а также овощи и фрукты.

Вы спросите, как же эти люди выживают в современном мире конкуренции, не пользуясь достижениями цивилизации? А они, оказывается, не только выживают, но и процветают. По официальной статистике Министерства сельского хозяйства США, амишевские фермы являются самыми продуктивными в стране.

 

Валерий ГРОМАК

спецкор «НВ»

США

Фото автора

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend